Стационарный плазменный двигатель


Стационарный плазменный двигатель (СПД) — электростатический ракетный двигатель на эффекте Холла с истечением нейтральной плазмы, разработанный в опытном конструкторском бюро «Факел» при научном сопровождении ИАЭ им. И.В.Курчатова, МАИ и НИИ ПМЭ[1].

Стационарный плазменный двигатель представляет собой электростатический ракетный двигатель на эффекте Холла с ксеноном в качестве рабочего тела. Его принцип действия основан на взаимодействии заряженных частиц плазмы с продольным электрическим и поперечным магнитным полями, это двигатель с замкнутым дрейфом электронов и протяженной зоной ускорения[1].

Ксеноновая плазма создается в двигателе за счет газового разряда в коаксиальном канале разрядной камеры. Благодаря физическим особенностям разряда с замкнутым дрейфом электронов происходит практически полная ионизация рабочего тела. Ионы ускоряются в электрическом поле вдоль разрядной камеры, в результате из камеры истекает направленный поток ионов (струя плазмы), что создаёт реактивную тягу[1].

Электроны плазмы дрейфуют по азимуту и ионизируют атомы ксенона, часть из них попадает на анод, а другая часть уходит вместе с ионами в плазменную струю. На выходе из разрядной камеры электроны компенсируют электрический потенциал ионного потока и пространственный заряд так, что автоматически выполняется условие равенства нулю полного электрического тока плазменной реактивной струи, истекающей из двигателя. Благодаря этому электрический потенциал космического аппарата лишь незначительно отличается от потенциала окружающего пространства[1].

Скорость истечения, тяга и потребляемая мощность струи плазмы на выходе из двигателя определяются разностью потенциалов, пройденной ионами в ускоряющем промежутке между анодом и катодом. Тяга зависит также от расхода рабочего тела (ксенона). У стационарного плазменного двигателя тяга почти прямо пропорциональна расходу рабочего тела[1].

Из-за жёсткой зависимости мощности от расхода рабочего тела при создании эффективного стационарно работающего плазменного двигателя малой мощности сложно обеспечить требуемое магнитное поле в ускорительном канале такого двигателя[2].