Стефан Византийский


Сте́фан Византи́йский иногда Сте́фан Александри́йский[1] (др.-греч. Στέφᾰνος ὁ Βυζάντιος; VI в.) — философ-неоплатоник, ученик Олимпиодора, представитель Александрийской школы неоплатонизма, грамматик. Будучи христианином, возглавлял философскую школу в Александрии после Олимпиодора.

Стефан Византийский — последний александрийский комментатор Платона и Аристотеля (сохранился комментарий на трактат Аристотеля «Об истолковании»). Занимал философскую кафедру в Александрии после смерти последнего нехристианского схоларха Олимпиодора. В правление Юстиниана I составил и посвятил императору этногеографический словарь «Этника» (др.-греч. Ἐθνικά, лат. Ethnica, Описание народов), сделав извлечения из многочисленных греческих и латинских авторов, труды которых были впоследствии утрачены, и тем самым сохранив богатейшую информацию. В правление Ираклия был приглашен из Александрии в Константинополь для преподавания в высшей школе.

В словаре в алфавитном порядке описаны все известные в то время народы ойкумены. Лексикон словаря содержит множество цитат из античных авторов, многочисленные грамматические заметки, которые опираются на труды Геродиана и других грамматиков и объясняют формы названий местностей, народов, орфографию, склонения, этимологию. Присутствуют также сведения исторического и мифологического характера, прорицания, описания чудес, пословицы.

Изначально «Этника» состояла из 55 книг; вскоре возникла сокращённая версия сочинения, сделанная неким Гермолаем (вероятно, младшим современником Стефана). Именно краткий вариант «Этники» получил широкое распространение в Византии; извлечения из него встречаются в ряде рукописей. В период позднего средневековья считалось, что сочинение Стефана утрачено. В конце XV века все же была найдена копия «Этники», являвшаяся сокращённой версией. В настоящее время оригинальная версия представлена единственным значительным фрагментом, содержащимся в парижском кодексе (Coislin 222).

От Стефана сохранились комментарии на «Об истолковании», «Риторику», на третью книгу трактата «О душе» Аристотеля[2], а также на «Введение» Порфирия. Первые два были изданы в серии Commentaria in Aristotelem Graeca:

Кроме этого сохранились сочинения по астрономии, алхимии и астрологии. Аутентичность двух последних была поставлена под сомнение. Алхимические тексты, в том числе поэма «О том как сделать золото» (др.-греч. Περὶ χρυσοποιΐας, лат. De Chrysopoeia) сохранились в двух манускриптах Venice Cod. Marcianus 299 и Paris BNF 2327.