Стефан (Линицкий)


Епископ Стефан (в миру Виталий Дмитриевич Сопов, после смены фамилии — Линицкий; род. 19 июля 1934, Сумы, Харьковская область) — епископ УАПЦ, епископ Апостольской православной церкви и Русской истинно-православной церкви.

Родился 19 июля 1934 года в городе Сумы, в семье военнослужащего Д. В. Сопова. В юношестве принял фамилию матери — А. А. Линицкой.

С 1942 по 1955 год находился в лагере спецпереселенцев под Алма-Атой. После окончания Алма-Атинского театрально-художественного училища был направлен на обучение в Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, который окончил в 1961 году (факультет книжной графики). Дипломная работа представляла собой серию иллюстраций к роману Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"[1]. После окончания института два года преподавал в Калининском университете на факультетах подготовки учителей начальной и средней школы, в 1963—1965 годах — в Московском высшем художественно-промышленном училище.

Преподавательскую деятельность плодотворно сочетал с художественным творчеством и несением алтарного послушания в православных храмах. В последующие годы, вплоть до ухода на пенсию, Виталий Дмитриевич работал в Научно-техническом центре «ВНИИХИМПРОЕКТ» и на предприятии «Росглавигрушка»[2].

Будучи ещё студентом Суриковки и избрав темой своего дипломного проекта иллюстрации к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевскому, Виталий Линицкий в процессе работы над ними постепенно начал беспокоиться о религиозном сознании, «обратился к теме Бога, а затем — и к Самому Богу». В результате уехал в Загорск, в Троице-Сергиеву Лавру, где, в 24-летнем возрасте, принял крещение и, параллельно с учёбой в институте, стал послушником. Впоследствии был переведён из монастыря на подворье в Переделкино. Хотел совсем остаться в монастыре, но духовник благословил его на служение в миру — в качестве религиозного художника.

Дебютировал в 1958 г. на 4-й выставке молодых художников города Москвы, в 1961 г. состоялась его первая персональная выставка. В 1970-х годах его полотна можно было видеть в маленьких зальчиках Московского объединённого комитета художников-графиков на Малой Грузинке, где было «прописано» большинство художников-нонконформистов. Входил в группу "Двадцать московских художников". Служил келейником и алтарником в нескольких московских храмах, например, в Крестовоздвиженском на Алтуфьевском шоссе. Живопись Линицкого связана с традициями религиозной живописи М.В. Нестерова, религиозно-мистической живописи Н. К. Рериха и А. Н. Авинова, близка постсимволизму С. В. Потапова, при этом отсылает исключительно к православной литургической и экзегетической традиции[3].