Стиль Людовика XIV


Стиль Людовика XIV, или Большой стиль (фр. Grand Manière, Le style Louis Quatorze) — художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции. Сформировался в «золотой век» французского искусства второй половины XVII столетия. Связан с идеологией и эстетикой французского абсолютизма периода правления короля Людовика XIV (1643—1715). Его главной особенностью было необычное соединение элементов классицизма и барокко. Идеи и художественные формы классицизма позволяли возвеличивать короля, сравнивая его деяния с великими творениями императоров Рима, а барокко — придавать этим формам особую пышность, экспрессию и величие. Отсюда эпитет «Le Grand» в значении «величественный, значительный»[1].

Второй особенностью «большого стиля» стало соединение идей классицизма и академизма. Именно в это время в Париже были созданы стараниями кардинала Мазарини Королевская Академия живописи (1648), её возглавил первый портретист короля Шарль Лебрен, и Королевская академия скульптуры «l’Académie de peinture et de sculpture», к которой Ж.- Б. Кольбер в 1671 году присоединил Королевскую академию архитектуры «l’Académie d’architecture». Её возглавил выдающийся французский архитектор, теоретик и педагог Франсуа Блондель Старший. Отдельно существовала Королевская академия надписей, созданная для прославления деяний короля Людовика.

В 1666 году указом Людовика XIV была создана Французская академия в Риме для продолжения обучения и совершенствования в искусстве французских художников, выигравших престижную Римскую премию (фр. Prix de Rome). Крупнейшими архитекторами периода Большого стиля были Луи Лево, Франсуа Мансар, Жюль Ардуэн-Мансар, Пьер Ле Мюэ, Клод Перро и Робер де Кот.

В 1655 году молодой король, посетивший заседание парламента, обратившись к депутатам, которые не обращали на него внимания, произнёс сакраментальную фразу: «L’Etat, c’est moi!» (фр. «Государство, это я!»), в смысле: это Я, ваш король, пришёл в парламент. Позднее историографы изменили смысл фразы, поставив вместо запятой тире. Ещё позднее изобрели эпитет «Le Roi Soleil» — «Король-Солнце» (которое всегда светит над Францией). В эпоху становления государственности только единение вокруг королевского трона всех общественных сил, всех сословий, католической церкви, а также передовых умов того времени — политиков, философов, литераторов, художников — могло обеспечить благополучие и процветание страны[2].