Стиль Регентства (Франция)


Стиль Регентства (фр. style de Régence) — историко-региональный художественный стиль в искусстве Франции 1715—1723 годов, периода правления герцога Филиппа Орлеанского, племянника короля Людовика XIV, председателя Регентского совета при малолетнем Людовике XV. По историческим меркам период Регентства был краток, но к удивлению историков искусства за это короткое время возник и полностью сформировался оригинальный художественный стиль, так называемый «стиль Регентства», переходный от классицизма к рококо[1][2].

Некоторые авторы не выделяют стиль французского Регентства и включают его в понятие рококо[3]. Однако очевидны различия двух стилей и двух историко-культурных ситуаций. Олицетворением эстетики периода Регентства служит творчество Антуана Ватто. Его тонкое и хрупкое искусство является наилучшим примером камерной эстетики и чувственной красоты переходного времени. Живопись следующего периода, середины XVIII века, бурного и претенциозного правления Людовика XV, представляет Франсуа Буше — типичное воплощение стиля рококо. Различия творчества двух художников существенны и объединять их понятием одного художественного стиля противоречит логике исторического развития культуры.

В год кончины Короля-Солнце Людовика XIV наследнику было всего пять лет, но 1 сентября 1715 года его провозгласили новым королём Франции под именем Людовика XV. Страна была истощена предыдущим правлением, непрерывными войнами и огромными тратами короля на содержание пышных резиденций, увеселений и театральных празднеств в Версале. Даже изданные Людовиком XIV пресловутые «указы против роскоши» (1689 и 1700 годов) не могли поправить положение, но зато нанесли невосполнимый урон декоративно-прикладному искусству. Огромное количество золотых и серебряных изделий, дорогой посуды и ювелирных украшений было переплавлено на монеты. Счастливый век пышных церемоний, грандиозных архитектурных проектов, фейерверков и театральных представлений был позади.

Период регентства характерен смягчением строгих нравов, воцарившихся при дворе Людовика XIV в поздние годы его правления под влиянием мадам де Ментенон. Филипп Орлеанский перенёс свою резиденцию из Версаля в Париж. Центром общественной и политической жизни герцог Орлеанский сделал Пале-Рояль, расположенный в центре Парижа, напротив Лувра. Новый художественный стиль складывался постепенно в зыбкой атмосфере между прошедшим, блистательным для Франции семнадцатым столетием и сулившим неуверенность восемнадцатым. Но Франция оставалась страной классического искусства, а Париж сохранял свой статус одной из главных художественных столиц Европы[4].