Стимул


Сти́мул (лат. stimulus — палка погонщика ослов или острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку) — сильный побудительный момент; внутренний или внешний фактор, вызывающий реакцию, действие; также, в терминологии экспертных оценок, — объект-наблюдение, воздействующий на опрашиваемого субъекта («стимулирующий» его принять то или иное решение). В физиологии и психофизиологии это понятие тождественно понятию раздражения.[1][2]

В поведенческой экономике стимул составляет основу поведения человека. Также различают внешние и внутренние стимулы. Внутренние стимулы относятся к личному восприятию человека (например, внутренняя убежденность о правильном или неправильном поведении; первичные потребности). Внешние стимулы относятся к внешним воздействиям на человека, побуждающим на определённые действия.

В физиологии стимулом называется изменение во внешней или внутренней среде, воздействующее на рецептор и вызывающее рефлекторную реакцию. При длительности сохранения стимула, реакция рецептора ослабевает, происходит сенсорная адаптация.

Вытеснение внутренней мотивации — атрибут просоциального поведения, а также рыночных и агентских отношений: использование материальных и нематериальных стимулов воспринимается как сигнал о намерениях (отношении). Наличие материального стимула (например, выплаты материальной компенсаций) может привести к снижению доверия людей из-за эффекта просоциального поведения, заботе об имидже в обществе и др. эффектов. Таким образом, наличие стимула может снижать усилия агентов.[3]

Одно из исследований влияния стимулов на просоциальную активность было проведено в 2006 году Роланом Бенабу и Жаном Тироль. В работе «Стимулы и просоциальное поведение»[6] была разработана теоретическая модель просоциального поведения человека.

, где