Стиховедение


Стихове́дение — наука о звуковой форме литературных произведений. Подразделяется на фонику (учение о сочетаниях звуков), метрику (учение о строении стиха) и строфику (учение о сочетаниях стихов)[1].

По своим задачам стиховедение в античное время и в средневековье являлось главным образом описательной дисциплиной, сводом правил, имевшим в значительной мере номенклатурный, прикладной и нормативный характер.

Стиховедение возникло в связи с прикладными задачами обслуживания поэтической практики; не случайно стиховедением занимались сами поэты. В России крупнейшими теоретиками стиха были А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Х. Востоков, А. М. Кубарев[2], Л. И. Поливанов.

В XX веке стиховедение складывается в науку. Объектом изучения этой науки являются «стихотворные тексты», стихотворения. Стихотворение — это текст, ощущаемый как речь повышенной важности, рассчитанный на запоминание и повторение, разделённый на соизмеримые и соотносимые отрезки. Слово «стих» по-гречески значит «ряд», латинский синоним «versus» (ср. с русским «вирши») означает «поворот», «возвращение к началу ряда».

Основы будущей науки закладываются в работах Андрея Белого (сборник «Символизм», 1910), а также в Московском лингвистическом кружке, в ОПОЯЗе.

В области изучения поэтического метра начинают применяться научные процедуры измерения и впервые формулируется содержание объекта изучения («метр» в данном случае).