Стога (серия картин)


«Стога» — серия картин французского художника-импрессиониста Клода Моне, созданная в 1888—1891 годах. Всего в серии им была написана 31 картина.

Главным объектом каждой картины серии являются стога собранной пшеницы (или, возможно, ячменя или овса: оригинальное французское название «Les Meules à Giverny» означает просто «Стога в Живерни»). Название относится в первую очередь к серии из двадцати пяти полотен (индексные номера Вильденштейна 1266-1290), которую Моне начал в конце лета 1890 года и продолжал до весны следующего года, хотя Моне также создал пять более ранних картин, используя тот же сюжет со стогами. Предшественником серии является картина 1884 года «Стог сена в Живерни» (Пушкинский музей).

Эта серия знаменита тем, что Моне повторяет один и тот же сюжет, чтобы показать разницу в освещении и атмосфере в разное время суток, в разные времена года и в разную погоду.

Эта серия является одной из самых выдающихся работ Моне. Крупнейшие коллекции «Стогов» находятся в Музее Орсе и Музее Мармоттана- Моне в Париже, а также в Чикагском институте искусств[1]. Другие коллекции включают Музей изящных искусств в Бостоне[2][3], Метрополитен-музей и Национальный музей западного искусства[4], и Музей Оранжери в Париже. В коллекции Чикагского института искусств находятся шесть из двадцати пяти «Стогов»[5].

Среди других музеев, где хранятся части этой серии, — Центр Гетти в Лос-Анджелесе[6], Музей Хилл-Стед в Фармингтоне, штат Коннектикут (где также хранится одна из пяти более ранних картин1888-89 годов)[7], Национальная галерея Шотландии, Институт искусств Миннеаполиса[8], Кунстхаус Цюрих, Тель-Авивский музей изобразительных искусств и Музей Шелбурна, штат Вермонт[9]. В частных коллекциях находятся остальные картины серии «Стога».

Моне неоднократно обращался к изображению стогов на своих картинах. Например, большую известность получили его «Стога» из собраний Бостонского музея изящных искусств, Пушкинского музея и Эрмитажа. Однако все эти работы нельзя считать серийными — каждая отдельно взятая картина создавалась самостоятельно, без оглядки на другие подобные. Даниэль Вильденштейн указывает, что «как правило, роль стогов была второстепенной; это были стога сена, присутствие которого на скошенных полях было столь же эфемерным, как и породивший их сенокос»[10].