Столичная


В 1938 году в СССР была зарегистрирована рецептура и товарный знак водки «Столичная». Выпускаться водка начала лишь через несколько лет, в 1941 году первая бутылка «Столичной» была выпущена в блокадном Ленинграде.

С 1971 года водка начала продаваться в США. Права на дистрибуцию водки получила американская компания PepsiCo, в обмен на право строительства завода по производству газированных напитков в Новороссийске. В Америке получила устойчивое название Stoli.

За период с 1973 года по 1981 год отгружено 1,9 млн декалитров водки 'Столичная' на сумму 25 млн долларов. Если бы эта водка была продана по розничным ценам, можно было бы получить 164 млн рублей. Напитка 'Пепси-Кола' за указанный период выработано 32,3 млн декалитров, от продажи которого получено 303,3 млн рублей или на 139,3 млн рублей больше по сравнению с продажей водки.[1]

После акционирования предприятия ВВО «Союзплодоимпорт», которое владело торговыми знаками, в 1991 году знаки, как предполагалось, перешли к ВАО «Союзплодоимпорт» на основании правопреемства. Но 13 мая 1991 г. Министерство сельского хозяйства и пищевых продуктов РСФСР обратилось с протестом к председателю Государственного комитета по изобретениям и открытиям при Государственном комитете СССР по науке и технике против регистрации некоторых товарных знаков, зарегистрированных до этого на имя ВВО «Союзплодоимпорт», включая товарный знак «Столичная». Протест был частично удовлетворен и с 7 августа 1991 г. товарный знак «Столичная» утратил правовую охрану. То есть ВАО «Союзплодоимпорт» владело товарными знаками в США и Европе, однако в Российской Федерации отрицалась возможность их принадлежности кому-либо.

8 апреля 1994 г. президент РФ Б.Н.Ельцин уполномочил премьер-министра В. Черномырдина рассмотреть проблему «обеспечения правовой охраны наименований, предназначенных для обозначения всемирно известных российских водок», а председателя Комитета Российской Федерации по патентам и товарным знакам - пересмотреть и отменить решение от 7 августа 1991 г. об аннулировании регистраций данных товарных знаков. 6 мая 1994 г. председатель Роспатента отменил решение от 7 августа 1991 г. об аннулировании регистрации товарных знаков и ВАО «Союзплодоимпорт» было признано законным владельцем товарных знаков «Столичная» и «Московская»[2].

В 1997 году бизнесмен Юрий Шефлер (на тот момент президент ВАО «Союзплодоимпорт») учредил ЗАО «Союзплодимпорт» и выкупил «Столичную» и другие знаки (всего 43 бренда) у «Союзплодоимпорта» за 300 тыс. долларов США.