Столкновение с птицами


Столкновение с птицами (англ. bird strike) — столкновение в воздухе или при передвижении по земной поверхности между летательным аппаратом (чаще всего самолётом или вертолётом) и птицей (птицами). В последние годы столкновения с представителями класса птиц (лат. Aves) — основная составляющая в общем количестве столкновений с объектами дикой (живой) природы. Значительно реже, чем с птицами, регистрируются столкновения летательных аппаратов с млекопитающими (Mammalia), в том числе с рукокрылыми (Chiroptera). На взлёте, посадке и рулении возможны столкновения и с наземными животными: для США наиболее распространённые — олени и койоты.

Первая авиакатастрофа из-за столкновения с птицей произошла в 1912 году в США: ударившаяся в самолёт чайка разрушила управление рулями и самолёт разбился[1]. Из-за большой скорости самолёта столкновение с птицей приводит к серьёзному повреждению (энергия удара пропорциональна квадрату относительной скорости). В передней проекции самолёта есть много уязвимых деталей: стекло кабины, радиопрозрачный обтекатель, турбореактивный двигатель.

Исследования в рамках проблемы столкновений с птицами в мире проводятся около 50 лет. Одним из основоположников данного научно-практического направления является В. Э. Якоби, автор первой в мире монографии[2], переведённой на несколько языков мира. В России исследования продолжает Отраслевая группа авиационной орнитологии (ОГАО), входящая в состав Государственного центра безопасности полётов Росавиации.

В настоящее время в авиации деятельность по снижению опасности, создаваемой птицами, регламентирована на национальном уровне во многих странах мира и на международном, в частности, в документации Международной организации гражданской авиации — ИКАО (англ. ICAO) и документах других авиационных организаций. Мероприятия по предотвращению столкновений с птицами входят в обязательный комплекс обеспечения безопасности полётов. В России с советских времён используют официальное словосочетание «орнитологическое обеспечение безопасности полётов» (ООБП).[3]

На масштабы проблемы указывает количество зарегистрированных столкновений самолётов с птицами. Например, по официальным данным ИКАО в мире в период с 2001 по 2007 гг. было зарегистрировано 42508 случаев столкновений. Наиболее часто угрозу столкновений с воздушными судами создают стаи птиц в дневное время. Подавляющее большинство столкновений — до 84 % — происходит на высотах до 100 метров, на этапах разбега, отрыва и первичного набора высоты (40—52 %), а также захода на посадку, касания и пробега (48—57 %), то есть непосредственно в зоне аэродромов. Максимальная опасность столкновений в течение года связана с сезонными миграционными перелётами пернатых и периодом появления молодых особей в результате размножения птиц, гнездящихся в районе расположения аэродромов. Максимальная опасность в течение суток, как правило, обусловлена суточными (кормовыми) миграционными перелётами.