Столь долгое отсутствие


Терез Ланглуа содержит небольшое кафе на окраине Парижа. Она одинока. 16 лет назад её мужа, участника движения Сопротивления, арестовали оккупанты и отправили в концлагерь. Следы мужа Терез, Альбера, затерялись. И однажды в бродяге, который каждый день проходил мимо её кафе, женщина, кажется, узнаёт своего мужа. Однако этот человек потерял память и имеет при себе документы на имя Робера Ланде, а совсем не Альбера Ланглуа. Он проживает в хибаре на берегу Сены, каждый день до обеда занимается поиском тряпок и макулатуры на свалках для продажи, а после обеда посвящает время своему маниакальному увлечению — вырезанию ножницами интересных для него картинок и фотографий из журналов. Терез дарит ему стопки журналов для вырезания, окружает его заботой, кормит в своём кафе, пытается напомнить его любимые блюда, знакомых людей, оперные арии. Родственники не признают в нём Альбера, утверждая, что этот человек не похож на Альбера и что даже если бы это был он и так изменился за 16 лет, то в таком состоянии — состоянии бродяги с психическими проблемами — он принёс бы только несчастья Терез.

Однако Терез настойчиво видит в нём приметы своего мужа, пытаясь напомнить ему его прошлую жизнь, она будто убеждает его узнать упоминаемые ею события и места. Когда он вынужден признать, что не может ничего припомнить из прошлой жизни, Терез спрашивает его, неужели он в силах отказаться он предлагаемых ему ею воспоминаний о счастливой жизни с ней. Её усилия напрасны, он никак не может принять её заботу. Когда он выходит из кафе поздно вечером, все соседи выходят на улицу. Терез в отчаянии кричит ему вслед его имя Альбер Ланглуа, все соседи присоединяются к ней, что неожиданно заставляет бродягу остановиться и поднять руки вверх.

Фильм получил Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля 1961 года, а также приз Луи Деллюка[1].