Стом, Маттиас


Маттиас Стом, или Матиас Стомер (нидерл. Matthias Stom, Matthias Stomer, ок. 1600, предположительно Амерсфорт — после 1652, Сицилия или Северная Италия) — нидерландский художник, принадлежавший к группе утрехтских караваджистов. Романист. Известен также под именами Matteo Stoma, Matthias Stomma, Matteo Fiammingo (Маттео Фламандец)[2][3].

В прошлом художника обычно называли «Стомер», однако в качестве подписи он использовал имя «Стом». Предполагалось, что «Стом», в переводе с голландского означает «тупой», и такое имя было дано художнику в качестве прозвища, исходя из предположения, что он страдал от инвалидности. Однако доказательств этому не существует[4]. Его место рождения не задокументировано. Голландский историк искусства Г. Дж. Хогеверф писал в 1942 году, что художник родился в Амерсфорте, недалеко от Утрехта. Но источник для такого заявления не отслеживается. Муниципальные архивы Амерсфорта не зафиксировали ни одного Стома. Фамилия Стом, под которой он был известен при жизни, является фламандским именем, распространённым в южных Нидерландах. Большинство людей, носивших это имя в Голландской республике того времени, были иммигрантами из южных Нидерландов. Поэтому вполне возможно, что Стом либо сам был фламандцем и провёл большую часть своей молодости в Южных Нидерландах, либо, наоборот: он был эмигрантом (или сыном эмигранта) в Голландской республике.

Точных сведений о его обучении также не существует. Предположительно, он мог обучаться у Хендрика Тербрюггена, ведущего утрехтского караваджиста, вернувшегося из Италии в 1614 году. Считается также, что с 1615 года Матиас Стом мог учиться в Риме у Геррита ван Хонтхорста и он оставался в Риме до 1632 года. Самые ранние документальные свидетельства существования Стома относятся к 1630 году, когда «Маттео Стом, тридцатилетний фламандский художник» был зарегистрирован как живущий с французским художником Николя Прово на Страда-дель-Ольмо в Риме[5].

Около 1635 года Стом покинул Рим и до 1640 года (может быть и позднее) жил и работал в Неаполе, позже — в Палермо, Сицилия (ок. 1641 г.), и его окрестностях: (Каккамо, Монреале). В Неаполе он подвергся влиянию испанского живописца-караваджиста Хусепе де Рибера.