Страдания диких животных


Страдания диких животных — это страдания, испытываемые животными в природе по естественным причинам, таким, как болезни, травмы, голод, стихийные бедствия, паразитизм и убийства другими животными. Страдания диких животных и отношение к ним людей на протяжении всей истории человечества рассматривались в контексте философских воззрений в различных религиях, например, проблема соотношения добра и зла[1][2][3][4][5]. В настоящее время ряд ученых предполагает, что масштаб рассматриваемого вопроса должен изучаться со светской точки зрения как общая моральная проблема, для разрешения которой люди могли бы принять меры[5][6][7][8][9][10][11][12][13][14][15][16].

Последний пункт данного утверждения вызывает в обществе значительные разногласия. Так, существует мнение, что вмешательство человека в природу было бы либо неэтичным, либо неосуществимым[17], либо и тем и другим. Сторонники иной точки зрения отмечают, что люди постоянно вмешиваются в природу — иногда весьма существенными способами — для своих собственных интересов и для достижения целей защиты окружающей среды[18], поэтому есть много способов, которые люди успешно используют, чтобы помочь диким животным: вакцинация; лечение раненых и больных животных; спасение животных при пожарах и стихийных бедствиях; кормление голодных животных; обеспечение водой жаждущих животных и уход за детенышами-сиротами[19]. Сторонники регулируемых вмешательств человека в природу полагают, что если широкомасштабные вмешательства могут быть невозможны с текущим уровнем знаний, они могут стать осуществимыми в будущем с ростом знаний и передовых технологий[20]. По этим причинам на данном этапе важно повышать осведомленность о проблеме страданий диких животных, распространять сведения о том, что люди должны помогать животным, страдающим в подобных ситуациях, и поощрять исследования в области принятия эффективных мер, которые могут улучшить благосостояние диких животных, не причиняя при этом дикой природе большего вреда[18][21].

В своей автобиографии Чарльз Дарвин признал, что существование огромного количества страданий в природе полностью совместимо с принципами естественного отбора и в то же время утверждал, что удовольствие является основной движущей силой поведения, повышающего приспособленность организмов[1]. Биолог-эволюционист Ричард Докинз оспорил мнение Дарвина в своей книге «Река, выходящая из Эдема», где он утверждал, что страдания диких животных должны быть обширными из-за взаимодействия следующих эволюционных механизмов:

Исходя из этих постулатов, Докинз приходит к выводу, что в мире природы обязательно присутствует огромное количество страданий животных как неизбежное следствие дарвиновской эволюции[22]. Чтобы проиллюстрировать это, он написал: