Страдивари, Антонио


Анто́нио Страдива́ри (итал. Antonio Stradivari, или Анто́ниус Страдива́риус лат. Antonius Stradivarius; 1644, Кремона — 18 декабря 1737 года, там же) — мастер по изготовлению смычковых инструментов. Ученик Николо Амати (1596—1684).

Антонио Страдивари родился в Кремоне — как считается, в 1644 году, хотя точная дата не зарегистрирована. Его родителями были Алессандро Страдивари (итал. Alessandro Stradivari) и Анна Морони (итал. Anna Moroni). Полагают, что с 1657 по 1667 год он служил бесплатным учеником у Николо Амати, то есть выполнял черновую работу.

1 июля 1667 года Страдивари женился и поселился в доме рыбака (Casa del pescatore), где открыл собственную мастерскую. С этого времени, а именно с 1667 года, Антонио на этикетках не называет себя учеником Амати.

Первую скрипку, выпущенную под своей фамилией, Страдивари изготовил в 1666 году и до 1683 года точно придерживался стиля Амати, но с 1688 года мастер начинает экспериментировать, и, чем ближе к 1690 году, тем его инструменты становятся крупнее. Скрипки этого периода получили условное название «аматизе». Резкий отход от школы Амати выявляется лишь в 1691 году, и на свет появляется собственный тип скрипки. Это так называемые удлинённые скрипки (allonge), у которых клён уже исключительно радиального распила и тембр звука с сопрано меняется на меццо-сопрано. В 1698 году он опять вернулся на короткое время к модели Амати и только около 1704 года в возрасте 60 лет Страдивари окончательно сконструировал свою модель скрипки, которую по совершенству никто ещё не смог превзойти. Этот период продолжался с 1704 года по 1725, около 21 года. В этом промежутке различают два периода: с 1704 по 1717 года, когда ель на инструментах с шелковистым блеском, правильная по наслоению и плотная, и нижние деки чаще всего выполнены из одного куска, и второй период с 1717 года, когда для своих дек мастер стал употреблять сорт ели «хазельфихте».

В 1681 году Страдивари купил дом, расположенный рядом с монастырём доминиканцев в Кремоне. В доме было три этажа, в каждом из них по три окна, выходящих на площадь, а также подвал и антресоли. Кроме того, на крыше находилась характерная для Кремоны квадратная пристройка, открытая с двух сторон — с южной и западной, которая называлась кремонцами «seccador» (сушильня): именно там мастер сушил скрипки после покраски и часто работал там в хорошую погоду. В этом доме Страдивари провёл остаток своей жизни. Дом сохранялся до 1880 года в нетронутом виде, но затем был куплен владельцем соседнего ресторана и соединён с рестораном, а в мастерской Страдивари хозяин ресторана расположил бильярдную.

По воспоминаниям современников, мастер был высокого роста, худой, на голове постоянно носил белый колпак, шерстяной зимой и бумажный летом, а также передник из белой кожи, когда работал. Благодаря труду и бережливости, мастер сколотил настолько приличное состояние, что в Кремоне появилась поговорка: «Богат, как Страдивари».