Страны-изгои


«Стра́ны-изго́и» (англ. rogue states — букв. «государства-хулиганы») — спорный[1] термин, используемый американскими политиками в адрес некоторых других стран.

Концепция «стран-изгоев» была разработана после того, как завершилась холодная война и роль СССР в качестве угрозы безопасности США снизилась. Чтобы обосновать сохранение высоких расходов на военные цели, председатель Объединённого комитета начальников штабов США Колин Пауэлл предложил перенаправить американское военное планирование с глобальной войны с СССР на региональные войны — по его мнению, США должны были иметь армию, которая способна одновременно успешно вести две региональные войны[2].

Собственно термин «rogue state» начал использоваться в американской внешней политике в ходе войны в Персидском заливе (1990—1991), проводимой в президентство Джорджа Буша-старшего (1989—1993): утверждалось, что Ирак разрабатывает ядерное, биологическое и химическое оружие, хотя против разработки таких видов оружия имелся мировой консенсус, а потому Ирак был помещён США в категорию «стран-изгоев». Позднее США также поместят в категорию «стран-изгоев» Иран, Ливию и КНДР[2].

Представление, что «страны-изгои» представляют серьёзную угрозу американской безопасности, направляло военное планирование и, в значительной мере, дипломатию США на протяжении 1990-х годов. Так, во время первого срока Билла Клинтона (1993—1997) министр обороны США Лес Аспин также продвигал идею, что США должны иметь возможность вести две региональных войны одновременно. США стремились изолировать Иран и Ирак при помощи стратегии двойного сдерживания[англ.], а также ввели экономические санкции против этих двух стран и против Ливии[2].

Во время второго срока Билла Клинтона (1997—2001) американская внешняя политика стала отходить от использования доктрины «стран-изгоев». Одной из причин этого было небольшое число «стран-изгоев», которое не росло, а потому было сложно обосновывать военную стратегию США с их помощью; другой причиной были внутриполитические трудности, которые вызывало использование этого термина в адрес КНДР одновременно с ведением переговоров о прекращении разработки КНДР ядерного оружия[2].

Концепция официально прекратила использоваться администрацией Клинтона в 2000 году. При первом президентстве Джорджа Буша-младшего (2001—2005) концепция была возрождена в новом виде, как понятие «ось зла», включающее в себя Иран, Ирак и КНДР[2].