Структурализм (психология)


Структурализм в психологии (структурная психология) — совокупность идей англо-американского психолога Э. Б. Титченера в области теории сознания. Согласно его идеям, предназначение психологии — изучать строение сознания и его структуры, дробя его на составные элементы, дальнейшая фрагментация которых невозможна[1].

В своих концепциях, помимо ощущений и чувствований (по Вундту), Титченер связывал анализ с физиологической организацией личности и считал элементами сознания еще и представления («следы прежних ощущений»). Он предлагал более строгий метод интроспективного анализа — метод аналитической интроспекции. При этом типе интроспекции испытуемый должен был научиться выделять сенсорную мозаику сознания, не совершая «ошибки стимула», которая очень характерна для «наивных испытуемых» и не должна появляться у настоящих профессиональных психологов, исследующих сознание как сумму сознаваемых нами состояний[2].

Структурализм, будучи школой психологии, анализирует взрослый разум (совокупность опыта от рождения до настоящего времени), для этого психологи используют самоанализ чувств, ощущений, взглядов, эмоций и т. д. Не имея прикладного значения, структурная психология являлась чистой наукой[3]. Теория Титченера была оспорена в 20-м веке.

Титченера, наряду c Вильгельмом Вундтом, причисляют к авторам структуралистской теории в психологии. Концепции Вундта, почерпнутые Титченером в Германии, всегда подчеркивались, когда тот говорил о своей работе. По приезде в Соединенные Штаты, однако же, он вносит серьёзные корректировки в теорию Вундта и подготавливает собственную концепцию, так же называемую структурализмом и зафиксированную как развитие и расширение понятий Вундта.

Однако, на самом деле, концепции различались в своих основах, и «структурализм» как название «структурализм» использовался именно для обозначения подхода, сформулированного Титченером. Структурализм в США имел успех в начале XX века. На протяжении двадцати лет он оказывал воздействие на американскую школу психологии — до того, как новые теории не заняли его место. Еще при жизни Титченера, несмотря на его влияние в академической среде, отдельные ученые начали прокладывать собственные маршруты исследований[4]. Исторически, именно структурализм считается первой школой психологии, кроме того, что он в течение определённого периода был самым распространённым и значительным направлением в зарождающейся психологической науке.

Поскольку он был учеником Вильгельма Вундта в Лейпцигском университете, идеи Титченера о том, как работает ум, были сильно связаны с теорией Вундта о волюнтаризме и его концепциями об ассоциациях и апперцепции (пассивные и активные комбинации элементов сознания соответственно). Титченер пытался классифицировать структуры ума, подобно тому как химики классифицировали химические элементы[5].