Ступень (музыка)


Ступе́нь (нем. Stufe, итал. grado, англ. scale degree) в теории музыки — характеристика относительной высоты музыкального звука по его местоположению в звукоряде.

Термин «ступень» относится к наиболее распространённым и употребляется в разных смыслах. В музыкальной акустике под «ступенью» подразумевают точку деления какого-либо интервала на более мелкие интервалы, своего рода «техническую метку» (например, в выражениях «12-ступенное деление фортепианной октавы», «17-ступенный звукоряд тара»). Ключевой, в таком понимании, ступенью является звуковысотная уникальность метки. Даже если близлежащая к данной иная метка находится на расстоянии микроинтервала и маркируется той же буквой буквенной нотации, что и её высотный вариант, обе сравниваемые звуковысотные позиции в акустических исследованиях и справочниках называются «ступенями»[1].

Музыковеды находят «ступени» в любых доладовых звуковысотных структурах, так называемых звуковых системах (например, «меса — центральная ступень Полной системы», «ступень дасийного звукоряда», «в каждом из согласий обиходного звукоряда три ступени» и т. д.). Термин «ступень» относят к любым интервальным родам (например, «замена диатонической ступени хроматической», «миксодиатоническая ступень b/h»). Наконец, в ступенях исчисляют ладовые звукоряды, независимо от типа лада (модального, тонального), его исторической и региональной специфики.

В мажорно-минорной тональности ступенью также называется (особенно в разговорной речи, по принципу «часть вместо целого») аккорд, основной тон которого является ступенью мажорного или минорного звукоряда. Так, словесная инструкция «после пятой ступени бери шестую низкую» может означать рекомендацию сыграть последовательность не звуков, а любых аккордов, принадлежащих этим ступеням, например, V7 — нVI.

При усвоении того или иного значения термина «ступень» следует учитывать контекст словоупотребления. Например, упоминание о «17-ступенном делении октавы» в учении Сафиаддина Урмави о макаме (XIII в.) не означает, что ладовый звукоряд любого макама обязательно содержит все 17 ступеней, точно так же как 12-ступенная «хроматическая» октава современного фортепиано не означает, что любое музыкальное сочинение, исполненное на этом фортепиано, должно быть непременно додекафонным.

Под ступенью звукоряда обычно понимается звук, входящий в общую музыкальную систему (и, соответственно, попадающий в её звукоряд). Выделяют основные и производные ступени звукоряда. Основные ступени — это ступени, имеющие собственные названия, названия же производных получают, изменяя названия основных.