Ступинская металлургическая компания


АО «Ступинская Металлургическая Компания»— российское предприятие, начало свою историю в ноябре 1940 года, когда был основан один из первых заводов советской авиационной металлургии — Ступинский металлургический комбинат. Расположено в Ступино (Московская область), в 90 км от Москвы.

Решение ЦК ВКП(б) от июня 1931 года, постановило построить электровозостроительный завод мощностью в 1400 электровозов в год. В мае 1932 года из трёх предложенных вариантов местоположения будущего завода (Каширский, Бузулукский и Уфимский) народным комиссариатом тяжёлой промышленности (НКТП) был выбран Каширский вариант за благоприятную возможность привлечения высококвалифицированных рабочих кадров из Москвы, использование сырьевых и металлургических ресурсов Центра и электроэнергии Каширской ГРЭС. Место строительства было утверждено северо-западнее города Каширы, на левом берегу Оки, в 5 км от станции Ступино[2].

В 1932 году в подмосковном Ступино начато строительства завода «Электровозстрой». Постановлением президиума Московского областного совета от 21 апреля 1934 года стройке был придан статус рабочего посёлка, в черту посёлка были включены деревня Ступино и селение Кремечинка.

К 1935 году — на территории предприятия построены ремонтно-механический, инструментальный цеха, деревообрабатывающий комбинат, известковый и бетонный заводы, сооружена пристань, проложены железнодорожные ветки и дороги. К концу 1935 года «Электровозстрой» и другие подобные стройки были свёрнуты. Возможно это было связано с приходом на пост наркома транспорта Кагановича Л. М., делавшего упор на паровозы ввиду угрозы возможной войны. Чтобы сохранить предприятие, в начале 1936 года группа из 10 инженеров завода составила протест на имя Сталина, в котором они описали необходимость вторичного использования строительной площадки, отмечая, что консервирование строительства привело бы к омертвлению вложенных народных средств (речь шла о сотне миллионов рублей). Протест передали лично через Шкирятова, который приходился одному из них односельчанином. Через 2-3 дня всех десятерых вызвал к себе Орджоникидзе, их письмо с резолюцией Сталина «т. Серго — как быть?» лежало у него на столе. Во время разговора Орджоникидзе согласился с доводами инженеров по поводу омертвления народных средств, а через некоторое время инженеров вызвали в наркомат и предложили выбрать объекты, которые бы, по их мнению, наиболее подходили для нового строительства. Выбор пал на заводы по выпуску винтов изменяемого шага, авиационных турбокомпрессоров и учебно-тренировочных самолётов конструкции Яковлева[2].

В 1936 году строительство комбината было передано в ведение «Глававиапрома» с наименованием «Авиакомбинат № 150». С конца 1937 года комбинат приступил к освоению производства учебно-тренировочных самолётов УТ-1 на площадях деревообделочного и опытного литейного цехов.