Сугерий


Суге́рий, или Сюже́р, также Сюже́ (фр. Suger, лат. Sugerus; около 1081 — 13 января 1151[5][6][7][8]) — французский хронист и церковный деятель, монах-бенедиктинец, аббат Сен-Дени, могущественный советник французских королей Людовика VI, Людовика VII и биограф первого из них. Первый покровитель и «крёстный отец» готического стиля средневековой архитектуры.

Происхождение является предметом дискуссии, по одним сведениям, являлся выходцем из незнатной рыцарской семьи, имевшей владения неподалёку от Сен-Дени[9], согласно другим, был сыном крестьянина королевского домена из окрестностей Тури (совр. департамент Эр и Луар)[10]. С ранней юности был отмечен необычайными способностями, и с 1091 года воспитывался в аббатстве Сен-Дени вместе с будущим королём Людовиком VI Толстым, который приходился ему сверстником[11]. Получив начальное образование в родной обители, в 1104—1106 годах продолжил его в бенедиктинском аббатстве Флёри близ Сен-Бенуа-сюр-Луар[10].

С воцарением Людовика VI как его товарищ приближен был ко двору и ездил с дипломатическими поручениями к Генриху Нормандскому и другим феодальным правителям. После посещения Рима стал в 1122 году аббатом в Сен-Дени[6], сменив на этом посту аббата Адама, по словам Абеляра, человека «бесчестного» и «развращённого»[12]. В 1123 году присутствовал на Первом Латеранском соборе и произвел на Каликста II такое благоприятное впечатление, что через восемнадцать месяцев после возвращения во Францию этот папа, желая возложить на него кардинальские почести, вновь пригласил его в Рим. Сугерий добрался до Лукки, но, получив известие о смерти Каликста, вернулся обратно[5].

По настоянию Бернарда Клервосского, первоначально подвергавшего его преобразовательную деятельность острой критике, с которым он, однако, сумел примириться[13], Сугерий не только положил конец обмирщению монашеской жизни в своей обители, но и принялся за деятельное укрепление авторитета королевской власти, всячески обосновывая сакральное её значение. Параллельно им утверждалось почитание Св. Дионисия Парижского как небесного покровителя всей Франции, нашедшее отражение в его латинском трактате «Об освящении церкви Сен-Дени» (лат. De consecratione ecclesie sancti Dionisii).

Когда в 1124 году в пределы королевских владений вторгся император Генрих V, Сугерий прибыл на поле боя с запрестольной хоругвью аббатства — орифламмой; с тех пор она воспринималась как боевое знамя короля[14]. Будучи смущён числом поддержавших короля феодалов, император поспешил удалиться восвояси[12].