Сулейман аль-Амаш


Абу Мухаммад Сулейма́н ибн Михра́н аль-Кахили, известный как аль-А‘маш (араб. الأعمش‎; 680, Эль-Куфа — 765, Эль-Куфа) — мусульманский учёный поколения табиин, известный хадисовед (мухаддис) и чтец Корана (кари).

Его полное имя: Абу Мухаммад Сулейман ибн Михран аль-Кахили аль-Асади аль-Куфи. Он родился в Куфе в 680 г. Он был вольноотпущенником рода кахил из племени бану асад. Его отец был родом из Демавенда, но затем переселился в Куфу. Из-за слабого зрения и потому, что его глаза часто слезились, он получил прозвище аль-А‘маш[3].

В сочинения мусульманских биографов аль-А‘маш предстает благочестивым аскетом, пользовавшимся уважением среди жителей Куфы. Он отличался мягким нравом и остроумием, любил пошутить, что сделало его популярным как среди бедняков, так и среди богатых жителей города. Делясь с другими всем, что имеет, сам он жил в бедности и порой не находил ломтя хлеба, чтобы поесть. О его набожности были сложены рассказы и притчи. Его современник и ученик Ваки ибн аль-Джаррах рассказывал, что в течение почти семидесяти лет Сулайман аль-А‘маш не опаздывал к началу обязательной молитвы в мечети[4]. Сообщается, что, вставая после сна, он совершал таяммум, если не имел возможности сразу совершить омовение. Такое поведение он объяснял так: «Я боюсь умереть без омовения, ибо неизвестно, когда явится смерть».

Есть сообщения, что аль-А‘маш скончался в 762 г., но большинство историков утверждают, что он умер в Куфе в месяце раби‘ ал-аввал 765 г[5]. В том же году скончались имам Медины Джафар ас-Садик, египетский законовед Амр ибн аль-Харис, имам Мухаммад аз-Зубайди, имам Васита ибн Хаушаб, муфтий Куфы Мухаммад ибн Абдуррахман.

Аль-А‘маш имел прекрасную память и считался надежным передатчиком хадисов. С его слов было передано около 1300 хадисов. За его глубокие знания и правдивость люди называли его ‘аллама аль-ислам[6]. По словам известного багдадского хадисоведа Яхьи ибн Маина, цепочка Аль-А‘маша от Ибрахима ан-Нахаи от Алькамы ибн Кайса от Абдуллаха ибн Мас‘уда является самым сильным иснадом в мусульманском предании. Другой багдадский хадисовед Хушайм ибн Башир говорил: «Я не видел в Куфе человека, который читал бы книгу Всевышнего Аллаха прекраснее, чем аль-А‘маш, говорил такие же прекрасные слова, был бы таким же понятливым и отвечал бы на каждый заданный вопрос так же быстро, как он»[7].