Султан-Мурза


Салтан-Мурза[1], Салтан Ларсинский[1], Салтан-Мурза Ларский[2] — в XVI веке владелец селения Ларс расположенное Дарьяльском ущелье[3][4]. Активный союзник Руси[2]. Контролировал Дарьяльское ущелье. 1589 году в составе грузинского посольства присягнул на верность московскому царю[5].

Личность Салтана-Мурзы находит свое упоминание как в ряде исторических документов, так во множестве современных научных статей. Однако, происхождение и принадлежность Салтана-Мурзы к определённому роду (тайпу) не установлена, кроме того, что он представитель джерахского общества (ЖӀайрахой)[6].

В документах наряду с Султан-Мурзой (Джерахметовым?) упоминается его брат по имени Бек. В отчетах московского посольства 1637-1640 гг. указывается, Бек – отец Чура – и как владетель кабаков[6].

О Чуре (сын Беки и внук Джерахмета) встречаются в научных статьях, монографиях и преданиях известных историков и этнографов, где он представляется как военачальник имеющий свою личную военную дружину. Убийство брата Султан-Мурзы - Беки Ларсина совпадает по хронологии с исчезновением упоминания в русских посольских документах Султан-мурзы. По мнению исследователей Цурова А. С., Цурова М. Д., Цурова Б. Б. Султан-Мурза является сыном легендарного Джерахмета[6].

Из-за слов Салтана-мурзы о том, что Ших-мурза Окоцкий его «брат», некоторые исследователи сделали ошибочный вывод о том, что отцом Салтан-мурзы является Ушаром-мурза (отец Ших-мурзы) и, стало быть, что они оба «окуки». Однако называть братом другого феодального владельца, равного себе по статусу, — обычная практика той эпохи, братьями называли даже враждующие короли друг друга. Поэтому Салтан-мурза и говорит о братстве, чтобы подчеркнуть, что статус его самого выше по статусу узденей, то есть что он не уздень, а такой же феодальный владелец, как Ших-мурза[7].

На то, что Салтан-мурза назвал Ших-мурзу Окоцкого «братом», обратила внимание исследовательница Е. Н. Кушева, но она не пришла к буквальным выводам, а потому пишет: "Напомню, что в статейном списке князя С. Звенигородского Салтан-мурза называет Ших-мурзу Окоцкого братом. Нахское происхождение Салтан-мурзы и населения Ларса того периода доказано в исторической науке и не нуждается в аргументе в виде условного допущения о «кровнородственных связях» его с Ших-мурзой. С учётом этого обстоятельства Е. Н. Кушева, водит данный оборот речи именно как феодальное «братство»[7].