Сунион


Су́нион[1], Суний[2] (греч. Σούνιον[2] ή Σούνιο, лат. Sunion[3]) — мыс на южной оконечности Аттики[2].

Сунион был населён с глубокой древности, и уже в древности был местом священным, средоточием двух культов — Афины и Посейдона, вечно соперничавших за обладание Аттикой. Территория была населена рыбаками и земледельцами, остатки их каменных построек сохранились до сих пор.

Сунион был важным стратегическим форпостом Афин, своеобразной огромной наблюдательной вышкой с видимостью на три стороны света и на многие десятки километров. Он контролировал морские пути в Эгейское море, к Пирею, главному порту, а также к полуострову Сунион[1], на котором находится гора Лаврий[4] с серебряными рудниками, благодаря которым Афины в V веке до н. э. при Перикле стали центром эллинского мира[5]. Область горы Лаврий называлась Лавриотика  (греч.)[6]. Во время Пелопоннесской войны, когда Спарте удалось перерезать сухопутные коммуникации между Афинами и островом Эвбея, Сунион стал играть стратегическую роль в подвозе эвбейского зерна и защите Лаврийских серебряных рудников.

Крепость и святилище Суниона относились к дему Суний  (греч.). По административной реформе Клисфена дем Суний относился к филе Леонтиде  (греч.)[7]. Дем занимал область между Лаврионом, Мегала-Пефкой (Μεγάλα Πεύκα), Айос-Констандиносом и мысом. Поселение у крепости было центром города. Обнаружено поселение у гавани и кладбище классического периода на пляже у церкви Айос-Петрос, а также поселение римского периода к западу от церкви Айос-Петрос[5].

Археологические находки датируются начиная с рубежа 4-го и 3-го тысячелетий до н. э. У мыса найдены гробницы раннего бронзового века (3-е тысячелетие до н. э.)[5]. Из важных памятников первый — это огромный курос (мужская статуя) с Суниона, датируемая VII в. до н. э., находится в Национальном археологическом музее (высота его более трех метров). Всего этих куросов было, как полагают, 17.

Мыс упомянут в «Одиссее» Гомера[8] как «афинский мыс, священный Суний»[9]. По Геродоту афиняне каждые пять лет справляли большой праздник в честь Посейдона в его храме на Сунионе, куда отправлялись на теориде[10]. Храм Посейдона упоминается в трагедиях Еврипида и Софокла, а также в комедиях Аристофана[5].