Сургуч


Сургу́ч — окрашенная плавкая смесь, состоящая из твёрдых смол и наполнителей, которую применяют для герметизации различных ёмкостей (главным образом бочек и бутылок в винной промышленности) и нанесения рельефных печатей на почтовые отправления (письма, пакеты, бандероли, посылки и др.).

Во многих европейских языках (в том числе английском, немецком, французском, итальянском и других) слово, обозначающее сургуч, дословно переводится как «воск для запечатывания» (ср., например, англ. «sealing wax», нем. «Siegelwachs» для сургуча, изготовленного по старому рецепту, и нем. «Siegellack» для «испанского воска», фр. «cire à cacheter» или итал. «ceralacca»). В русском языке слово «сургуч» имеет иноязычное происхождение и, возможно, восходит к тюркской лексике (например, surgač — «красящее вещество для крепления лезвия ножа к рукояти»). Такова версия Карла Менгеса, которую приводит в своём словаре и Макс Фасмер, в то же время не делая однозначного вывода относительно данного предположения. В том же словаре Фасмер отвергает версию Н. В. Горяева о происхождении данного слова от фр. cire «воск» и фр. cachet «печать» или сходного выражения фр. cire à cacheter[1].

При обыкновенной температуре сургуч представляет собой твёрдую различного цвета массу, плавящуюся при сравнительно небольшом нагревании; в жидком или полужидком состоянии приобретает способность склеивать. Сургуч — изобретение индийское и стал известен в Европе в средних веках, куда перешёл, по-видимому, из Испании, как показывает его раннее французское название (фр. cire d’Espagne)[2].

Изначально сургуч использовался для запечатывания так называемых «закрытых писем», а позднее (приблизительно с XVI века) и конвертов. В России сургучные печати стали употребляться с конца XVII века для скрепления печатью важных документов или для создания впечатления подлинности содержимого конверта[3]. Сургуч также применяли как герметичное уплотнение сосудов или, например, для уплотнения клапанов кларнета. Теперь сургуч используется в основном в декоративных целях.

Несмотря на различия в рецептах сургуча, все их можно разделить на те, что существовали до, и те, что появились после начала торговли с Ост-Индией. В средние века его обычно делали из пчелиного воска, который расплавляли, смешивая с «венецианским терпентином», зеленовато-жёлтым смолистым экстрактом европейской лиственницы. В самом начале сургуч получался бесцветным, в более поздние времена ему часто придавали красный цвет с помощью киновари. В качестве красящих веществ иногда использовали еловую живицу и аурипигмент.