Сутеев, Владимир Григорьевич


Влади́мир Григо́рьевич Суте́ев (5 июля 1903[1], Москва[2] — 10 марта 1993[2] или 8 марта 1993[1], Москва) — советский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-мультипликатор, сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Один из зачинателей отечественной мультипликации.

Родился в семье врача Григория Осиповича Сутеева. Поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Начинал учиться на инженерно-строительном факультете Московского высшего технического училища[3], но победила страсть к рисованию[4].

Будучи амбидекстром, одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать[5]. Первую известность получил как художник-карикатурист. С 1927 года сотрудничал с журналом «Мурзилка»[6].

В 1924 году поступил на художественный факультет Государственного техникума кинематографии (ГТК). Вместе с ним на курсах учились его брат Вячеслав Сутеев и двоюродный брат Дмитрий Боголепов (1903—1990) — впоследствии режиссёры научно-популярного кино[7]. Ещё во время учёбы Владимир примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Юрий Меркулов, Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Даниил Черкес). Дебютировал в качестве мультипликатора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод мультипликации.

В 1924—1925 годах проявил себя в рекламном плакате, создав несколько киноплакатов к вышедшим в советский прокат зарубежным фильмам: «Безбилетный пассажир», «Девушка в маске», «Жена фараона», «Кожаные перчатки», «Куртизанка», «Поташ и Перламутр», «Похождения американки», «Принц по милости сказки (Жена Сабеида)», «Сердце гор», «Три мушкетёра»[8]. Также известен его плакат 1934 года к фильму «Весёлые ребята», созданный совместно с Дмитрием Бабиченко.

В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе со Львом Атамановым и Дмитрием Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Смирнова (вначале в Экспериментальную мультмастерскую при Главном управлении кинофотопромышленности (ГУКФ), затем — на «Мосфильм»), где числился художником по титрах, фактически же выполняя и режиссёрские функции[9].