СУ-14


СУ-14 — опытная советская самоходная артиллерийская установка, разработанная в 19311940-х годах на базе тяжёлого танка Т-35 инженерами завода № 185 под руководством П. Н. Сячинтова. Всего было выпущено две машины.

17 сентября 1931 года Спецмаштресту было дано задание разработать средства механизации артиллерии большой и особой мощности. Эскизные проекты были рассмотрены в июле 1932 года и в целом одобрены. На проработку были поданы два варианта: гаубичный вариант с 203-мм орудием Б-4 и пушечный вариант с 152-мм орудием БР-2. Корпус был изготовлен из катаной брони толщиной 10—20 мм, которые соединялись при помощи сварки и заклёпок. Механик-водитель располагался в передней части корпуса у левого борта, остальные члены экипажа размещались в кормовой части. Для облегчения процесса заряжания гаубицы использовались два крана, грузоподъёмностью 200 кг. Стрельба производилась только с места, и для большей устойчивости машина закреплялась на грунте с помощью двух сошников. Скорострельность приблизительно составляла 1 выстрел за 6 минут. Время перевода гаубицы из походного положения в боевое — 10 минут.

Корпус машины был изготовлен из листов катаной брони толщиной 10 — 20 мм, которые соединялись между собой при помощи сварки и заклепок.

В качестве основного оружия использовалась 203-мм гаубица образца 1931 года (Б-4) с верхним станком, подъёмным и поворотным механизмами без каких-либо переделок. Для прицельной стрельбы использовалась панорама Герца. В качестве вспомогательного оружия применялись три 7,62-мм пулемёта ДТ, которые могли устанавливаться в шести бугельных установках (по три на борт). Кроме того, для одного пулемёта ДТ была предусмотрена зенитная турель, расположенная справа в передней части палубы самохода. Возимый боекомплект установки составлял 8 выстрелов раздельного заряжания и 2268 патронов (36 дисков) к пулемётам ДТ.

Триплекса у самоходки не было — функцию наведения орудия на цель производил командир орудия из укрытия или ДЗОТа, находившегося неподалёку от орудия и на возвышенности. Команды офицер подавал голосом или по радиостанции.

На установке использовался 4-тактный 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17 мощностью 500 л. с. (368 кВт) с двумя карбюраторами «Зенит» (КД-1). Пуск двигателя производился с помощью стартера «Сцинтилла» мощностью 6 л. с. (4,4 кВт) и напряжением 24 В. В системе зажигания использовались два магнето «Сцинтилла 12Д» и пусковое магнето. Ёмкость топливных баков составляла 861 л. Запас хода установки по шоссе достигал 100—120 км.