Су-33УБ


Су-33УБ (заводской шифр Т-12УБ; ранее был известен как Су-27КУБ) — двухместный (кресла в ряд) учебно-боевой палубный истребитель четвёртого поколения с передним горизонтальным оперением (ПГО), созданный на основе палубного истребителя Су-33. Проект закрыт в 2009 году.

В течение длительного периода эксплуатации одноместных корабельных истребителей постоянно «висел» вопрос о необходимости создания на базе корабельного истребителя Т-10К (Су-27К) специализированного двухместного варианта для обучения лётного состава палубной авиации. Такая машина проектировалась под шифром Т-10КМ-2. Самолёт, по замыслу конструкторов, отличался от базового варианта прежде всего компоновкой кабины, в которой, в отличие от серийного Су-27УБ (Т-10У), обучаемый пилот и инструктор сидели не друг за другом, а рядом. Таким образом, экипаж мог лучше взаимодействовать в полёте. Кроме того, обоим членам экипажа обеспечивался отличный обзор вперёд-вниз, что особенно важно для посадки на палубу корабля.

Сокращение ассигнований на строительство российских авианосцев в конце 80-х годов не могло не отразиться на планах развития палубной авиации. Создание такого самолёта стало менее актуальным, и работы по проекту были прекращены. Однако конструкторы воспльзовались идеей новой компоновки двухместной кабины, которая позволяла значительно расширить область применения базового самолёта Су-27 и создать на его основе палубный бомбардировщик, тактический разведчик, заправщик, самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и т.п. Проект послужил основой для разработки нового типа фронтового истребителя-бомбардировщика Т-10В.

Перед спуском на воду ТАКР «Леонид Брежнев» (ныне «Адмирал Кузнецов») ВМФ СССР требовался учебный самолёт для тренировки будущих пилотов Су-27К (сейчас «Су-33») и МиГ-29К. Для этого, 23 мая 1985 года было принято решение ВПК СССР, на основании которого в ОКБ им. П. О. Сухого начали проектировать учебный палубный самолёт с двойным управлением на базе разрабатываемого палубного истребителя Су-27К. Самолёт предназначался только для обучения и восстановления навыков морских лётчиков, вооружения на нём не требовалось и заданием ВПК не предусматривалось. В 1986 году ОКБ Сухого представило эскизный проект нового самолёта под обозначением Су-27КУ («КУ» здесь означает «корабельный, учебный»).

Одной из главных особенностей самолёта Су-33УБ является нестандартное для учебно-боевых машин расположение экипажа — бок о бок, благодаря чему улучшилось взаимодействие лётчиков во время полёта и обеспечился лучший обзор вперёд-вниз, чем у традиционных учебно-боевых самолётов, что очень важно для посадки на палубу авианосца. Вход в кабину осуществляется через нишу передней стойки шасси.