Су-57


Су-57 (проектный индекс Т-50[8], по кодификации НАТО: Felon[9] — «Преступник») — российский многоцелевой истребитель пятого поколения созданный ОКБ имени П. О. Сухого в рамках комплексной целевой программы «ПАК ФА». Самолёт разработан для замены в российских ВКС тяжёлого истребителя Су-27[10]. Ранее в разработку входила Индия, но позднее вышла из разработки.

Первый полёт Т-50 совершил 29 января 2010 года[2]. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов на КнААЗе (где проводилась сборка опытных образцов) для испытания вооружений[11]. Летом 2019 года запущено серийное производство истребителя[12]; планируется контракт на поставку 76 самолётов, которыми полностью укомплектуют 3 полка[13]. 25 декабря 2020 года ВКС РФ получили первый серийный истребитель[14].

Первый полёт Су-57 с двигателем второго этапа «Изделие 30» состоялся 5 декабря 2017 года[15]. Установка этих двигателей на серийные самолёты планируется до 2027 года[16].

В конце 1980-х годов, военно-воздушные силы СССР (при ведущей роли 30-го ЦНИИ) выработали требования к истребителю пятого поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. На основе этих требований РСК «МиГ» разработал проект 1.44, а КБ Сухого — Су-47 «Беркут». Распад СССР и последовавший за ним экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолёта, проект 1.44 был позже закрыт из-за прекращения финансирования, а Су-47 «Беркут» стал использоваться в качестве летающей лаборатории[17].

В мае 2001 года стартовала программа ВВС России по разработке истребителя 5-го поколения — перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) (программа «И-21»). Предварительный проект готовился вторую половину 2001 — начало 2002 годов[18]. До августа 2017 года самолёт был известен под индексом Т-50, который с 2008 года был и заводским индексом согласно конструкторской документации.

Для создания ПАК ФА Росавиакосмосом и Минобороны России была разработана комплексная целевая программа, одобренная правительством РФ в декабре 2002 года. В ней определены головной исполнитель (ГУП «АВПК „Сухой“») и сроки выполнения основных этапов работ. Начато проведение комплекса НИОКР и эскизное проектирование, которое предполагалось завершить подачей эскизного проекта к началу 2004 года. Первоначальный бюджет проекта составил 1,5 млрд руб. К реализации программы были привлечены РСК «МиГ» и ОКБ им. Яковлева. План работ предусматривал начало лётных испытаний самолёта на 2006—2007 годы и начало поставок самолётов в войска к 2014—2015 годам[19].


Вид сбоку с шасси
Вид сверху
Вид снизу