Схема захода


Схема захода на посадку — установленный маршрут в районе аэродрома, по которому воздушное судно выполняет полёт от точки входа в район аэродрома до выхода на предпосадочную прямую, то есть выполняет заход на посадку.

Схема захода на посадку обеспечивает безопасность, разведение прибывающих и вылетающих воздушных судов, помогает соблюдать эшелонирование. Существует несколько типов захода, для каждого аэродрома публикуются определённые схемы. Выбор той или иной схемы обусловлен географическим расположением аэродрома и наличием на аэродроме того или иного радионавигационного оборудования (например, курсо-глиссадная система, VOR, ОСП, РСП).

В СССР наибольшее распространение получила схема полёта по аэродромному кругу типа «коробочка» (практически существовала одна универсальная схема для всех аэродромов с небольшими вариациями). Маршрут («круг») выглядит как прямоугольник со скруглёнными углами (так называемыми «разворотами»). На большинстве схем аэродромов было по два прямоугольных маршрута — т. н. «большая коробочка» и «малая коробочка».

Стандартная высота круга составляет 600 метров для аэродромов в равнинной местности и 1200 метров — в горной местности.

После взлёта и набора безопасной высоты самолёт выполняет первый разворот на 90° вправо или влево (соответственно, схемы бывают правые и левые), затем после создания бокового уклонения относительно ВПП на 8 или 12 км выполняется второй разворот, и самолёт движется параллельно ВПП в направлении обратном направлению взлёта и посадки. Затем выполняются, соответственно, третий и четвёртый развороты. Места выполнения разворотов — определённые географические точки (указанные на схеме захода на посадку для данного аэродрома).

При подлёте к аэродрому воздушное судно может быть направлено диспетчером ко второму, третьему или сразу четвёртому развороту, или, например, к траверзу ДПРМ. Это означает, что экипаж начинает выполнение схемы захода на посадку с указанной точки. Полёт по кругу выполняется на высоте круга, кроме того, для каждого разворота высота полёта может быть задана отдельно. Такая схема полёта по аэродромному кругу позволяет достаточно просто и с достаточной точностью выйти на предпосадочную прямую.