Раскол в христианстве


Раскол в христианстве, церковный раскол, схизма (др.-греч. σχίσμα — «расщепление», «раскалывание») — разделение в христианской церковной организации, вызванное богословскими, каноническими, политическими и другими причинами. Церковный раскол, как правило, характеризуется прекращением евхаристического общения между разделившимися сторонами[1]. В раннехристианской церкви началось формирование различения понятий «ересь» и «раскол». В церковном обиходе термин «ересь» имеет значение серьёзного противостояния, основанного на разногласиях по фундаментальным вопросам веры или морали, а термин «раскол», как правило, означает меньшую форму разобщённости, вызванную организационными или менее важными идеологическими разногласиями[2].

В христианском богословии концепция единства Церкви была разработана апостолами, святыми отцами и апологетами. Наибольший вклад в учение о церковном единстве внесён: апостолами Петром и Павлом, Игнатием Богоносцем, Иринеем Лионским, Киприаном Карфагенским, Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным[3]. Христианская экклезиология настаивает на утверждении о том, что единство и Церковь являются синонимами, как писал Иоанн Златоуст: «имя Церкви есть имя не разделения, а единства и согласия»[4][5]. Согласно одному из величайших богословов и Отцов Церкви Василию Великому: церковный раскол — это разрыв единства по причине несогласия в понимании отдельных аспектов сложившейся церковной традиции, отразившейся в канонической практике[6]. Священномученик Игнатий Богоносец особенно предостерегал христиан от грехов, которые могут способствовать церковным расколам[7].

В христианстве понятие раскола включает в себя разрыв с кафолической Церковью митрополий, епархий, приходов, клириков, монахов или мирян, причиной которого явились разногласия не фундаментального догматического характера[8]. Российские религиоведы А. Н. Лещинский и А. К. Погасий среди причин церковных разделений выделяют: богословские, канонические, политические, экономические и причины, связанные с отдельными личностями[9]. В истории христианской церкви зачастую расколы возникали по причине неканоничного провозглашения автокефалии, политического противостояния митрополии и кириархальной Церкви, вмешательства государства в церковную жизнь, несогласия части духовенства и мирян с церковными реформами, противоположного отношения к светским властям (конформизм и нонконформизм)[8]. Последствия расколов в истории Церкви были весьма различными. Н. А. Лещинский и К. А. Погасий выделяют три уровня церковных расколов: разделения, вызвавшие глобальные изменения в христианстве (примеры: раскол 1054 года, Реформация), юрисдикционные расколы внутри христианских конфессий (примеры: старостильники в православии, старокатолики в католицизме) и разделения внутри общин (пример: отделение харизматов от пятидесятников)[10].


Торжественное подписание Акта о каноническом общении в храме Христа Спасителя, завершившего раскол между РПЦ и РПЦЗ. 17 мая 2007 года
Христианское экуменическое мероприятие в Сантьяго (Чили), 2009 год
Киприан Карфагенский (III век) автор концепции „вне Церкви нет спасения“ и сторонник акривии[66] в отношении признания благодатности таинств раскольников[67]
Христологические споры, способствовавшие разделению христианского мира на три обширные группы в V веке[78]
Заседание в ходе Констанцского собора (1414—1418), сыгравшего решающую роль в преодолении „Великого раскола“ в Католической церкви[106]
Папа Пий XI и восточнокатолические епископы
Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (С. Д. Милорадович, 1885 год)
Схема, изображающая «теорию ветвей» в христианстве
Митрополит Мар Иона со священниками Церкви Востока после присоединения к православию. 25 марта 1898 года