Сыновняя почтительность


Сыновняя почтительность сяо (кит. 孝 xiào, яп. こう, кор. 효 хё) — одно из центральных понятий в конфуцианской этике и философии, важный компонент традиционной восточно-азиатской ментальности. В базовом значении относилось к уважению родителей; в более широком смысле распространялось на всех предков. Поскольку в конфуцианстве государю отводилось место «народного родителя» (民之父母), добродетель сяо затрагивала подавляющую часть социально-политической сферы (из «трёх [социальных] устоев» саньган (三纲) сяо напрямую описывало подчинение детей родителям и косвенно — подчинение народа государю. Вне этой модели оставался только принцип подчинения жены мужу). Нарушение норм сяо считалось тягчайшим преступлением.

Теория сяо была закреплена текстуально в трактате «Сяо цзин» («Канон сыновней почтительности»), приписываемом Конфуцию. В нём излагается беседа между учителем и его любимым учеником, Цзэн-цзы (曾子). Поскольку этот текст отличался внятностью и сравнительной простотой (всего 388 различных иероглифов), начиная с династии Хань он использовался в качестве учебника для чтения в начальном образовании.

Существенно, что сяо не подразумевает механического выполнения всех прихотей старших. Согласно Сяо цзин, сыновняя критика, направленная на исправление отцовских недостатков, является нормой сяо, — также как и министерский протест, направленный государю во спасение страны. Необходимым основанием для подобной критики является справедливость и (義).

Иероглиф «сяо» широко представлен в надписях на бронзовых сосудах эпохи Чжоу. Как указано в словаре «Шовэнь», он изображает ребёнка и старого человека; графемы ориентированы вертикально, возможно выражая иерархическое подчинение.

В терминологии Чжоу сяо могло выступать как почетный титул предка, в свою очередь подчеркивая его почтительное отношение к предшественникам. Культ предков был важным элементом в религиозных представлениях китайцев начиная уже с династии Шан. Его соблюдение ритуально выражалось в служении на алтарях клана, которое обеспечивало благосостояние живущих и покой мёртвых; преемственность этого служения символизировала безопасность клана. Нарушение преемственности считалось катастрофой — настолько, что символическое обслуживание алтарей побеждённых кланов иногда сохранялось их соперниками в качестве милости к слабым. Т.о., понятие сяо изначально включало в себя религиозный компонент. (Не только практическое, но и ритуальное почитание старших сохраняется до сих пор. В истории позднеимперского Китая оно стало одной из причин спора в среде католических миссионеров, XVII — нач. XVIII веков, является ли поклонение предкам идолопоклонством).