Сычёва, Лидия Андреевна


Ли́дия Андре́евна Сычёва (15 мая 1966, село Скрипниково, Воронежская область) — российский прозаик, публицист и редактор, журналистка. Главный редактор литературного интернет-журнала «Молоко» и сайта Славянство — Форум славянских культур. Член Союза писателей России. Живёт в Москве.

Родилась в крестьянской семье (фамилия до замужества Харламова). После Заводской средней школы в г. Калаче окончила исторический факультет Воронежского пединститута. Работала преподавателем. Как журналист дебютировала в газете «Комсомольская правда» в 1993 году. В 1995 году поступила в Литературный институт им. А. М. Горького. В 1998 году дебютировала с рассказами в журнале «Новый мир». Как военкор освещала контртеррористическую операцию в Чечне (очерки переведены на английский язык). Награждена знаком «Участник боевых действий» [2]. Работала главным редактором телепрограммы «Точка зрения» на телеканале «Красная линия». Вела авторскую программу «Современники» в ИА «ANNA-News».

В связи с первой книгой Сычёвой «Предчувствие» (2001) критик Капитолина Кокшенёва отмечала, что автор вошёл в литературу с художнически-зрелой прозой, руководствуясь такими принципами, как красота и ясность изложения, честное отношение к жизни, невозможное без любви к человеку[3]. Документальную повесть «Тайна поэта» (2002) — о творчестве и судьбе поэта Валентина Сорокина, которого Сычёва считает своим учителем не по количеству прочитанных лекций в Литературном институте (он был куратором заочного отделения), но по силе воздействия на формирование её мировоззрения, — один из критиков назвал «учебником патриотизма»[4]. В книге очерков «Последний блокпост» выделяется «Ненаписанное интервью» (воссоздающее портрет писателя Владимира Солоухина в последние годы жизни), очерк «Ваш сын и брат матрос Колька» (о матросе-земляке, погибшем на АТП «Курск»), эссе «Неизвестный народ» (о войне в Чечне)[5].

В книге «Вдвоём» главная тема — любовь, «и пишет Лидия Сычёва не только и, может быть, не столько о ней как о вечном чувстве, сколько как об ослепительной новости, которой любовь становится для каждого»[6]. Тема любви получила своё продолжение в книге «Уже и больные замуж повыходили», но здесь автор не замкнулся на одном лишь путешествии некой Вечной женской души в поисках тихого семейного счастья. Поднимаются проблемы многоуровневого духовного кризиса — они разноплановы, системны и интегрированы во все сферы общества[7].
Тема духовного кризиса ведущая и в книге «Эх, славяне!..», которую составили десять статей о современной культуре — в том числе очерк «В плену у биороботов», в котором автор отстаивает идею о том, что над Россией второе десятилетие подряд ставится эксперимент по созданию новой категории людей как биомассы[8].