Сюгэндо


Сюгэндо (яп. 修験道 сюгэндо:, «Путь тренировок и испытаний») — японское синкретическое учение, соединяющее в себе древние японские практики поклонения горам каннаби cинко (яп. 神奈備信仰 каннаби синко:), шаманизм, анимизм, аскетизм, оммёдо, мистический даосизм, а также тантрические буддийские заклинания. Последователи учения называются сюгэндзя (яп. 修験者, «люди тренировок и испытаний»), кэдза (яп. 験者, «люди испытаний»), cюгёся (яп. 修行者 cюгё:ся, «подвижники») и ямабуси (яп. 山伏, «лежащие в горах»). Основателем учения традиционно считается Эн-но Гёдзя (яп. 役行者 или 役の行者 эн-но гё:дзя), который также известен как Эн-но Одзуну (яп. 役小角), Эн-но Убасоку (яп. 役優婆塞)[1][2].

Один из самых значимых религиозных текстов для сюгэндо это «Сутра Бесконечной жизни трёх тел Будды», авторство которого приписывается либо Эн-но Гёдзя, либо Будде Шакьямуни. Сутра зачитывается в качестве части ежедневной литургии в тодзан-ха, одной из ветвей сюгэндо. Иногда вместо «Сутры Бесконечной жизни» зачитывается «Сутра сердца»[3].

Адепты сюгэндо считают, что воспитание физической стойкости приводит к просветлению. В практики учения входят: отшельничество, пост, медитация, рецитация сутр и заклинаний, а также сидение или стояние под холодным водопадом (иногда в снегу). Сюгэндзя устанавливают каменные или деревянные дорожные столбики хидэ (яп. 碑伝) вдоль горных путей для того, чтобы оставить доказательства об их паломничествах[1].

Горное пространство считается священным, поэтому существуют особенные процедуры, которые следует совершить перед посещением гор. Они называется нюдзан (яп. 入山 ню:дзан, «вхождение на гору») или сампай тодзан (яп. 参拝登山, «посещение священной горы»). Каждая новая стадия ритуала состоит из особой мудры какунин-ин (яп. 確認印), рецитации мантр или вака[1].

Движение возникло в конце эпохи Хэйан, когда древние японские практики поклонения горам подверглись иностранным влияниям. Иными словами, развитие сюгэндо было тесно связано с синто-буддийским синкретизмом. Особенно сильное влияние оказали школы эзотерического буддизма тэндай и сингон. Спустя какое-то время образовалась комплексная (хоть и довольно шаткая) система отношений между храмами cюгэндо и этих двух школ. В средние века у сюгэндо прочно закрепились отношения с учением тэндай, когда в эпоху Эдо подобное произошло со школой сингон. В период Мэйдзи эти отношения были закреплены де юре, где из тэндай-сюгэндо получилась ветвь хондзан-ха (яп. 本山派), а сингон-сюгэндо была названа тодзан-ха (яп. 当山派 то: дзан-ха)[1].

После слияния с вышеупомянутыми школами сюгэндо стало частью религии высокого класса (яп. 文化宗教 бунка сю:кё:, «культурная религия»). На этой стадии стали появляться первые религиозные тексты[2].