Сямисэн


Сямисэ́н (яп. 三味線)[1][2] — трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с безладовым грифом и небольшим корпусом, общей длиной около 100 см. Наряду с бивой, кото и сякухати относится к важнейшим музыкальным инструментам Японии[3][4]. Диапазон — 2 или 4 октавы, звук извлекается в основном плектром, реже — пальцами; особенно ценится характерный вибрирующий звук самой толстой струны, «савари»[4].

Пришёл в Японию из Китая через Рюкю, он стал широко использоваться в японской музыке начиная с середины XVII столетия во множестве жанров, преимущественно в сочетании с пением[5]. Два других японских инструмента похожи на сямисэн: смычковый кокю по-видимому имеет общее с ним происхождение, а бива дала сямисэну «савари» и связана с ним исторически[6].

Незаменим в музыке театров кабуки и бунраку, на вечеринках с гейшами и во множестве фольклорных жанров, используется на фестивалях, в камерной и неофольклорной японской музыке[7][8]. До середины XX века считался «низким» инструментом из-за ассоциаций со слепыми музыкантами годзэ и бива-хоси[en], а также нищими, однако после Второй мировой войны к сямисэну стали относиться уважительно[8].

Сямисэн имеет несколько названий. Инструмент, от которого произошёл сансин, — саньсянь — записывается иероглифами «три струны» (кит. 三弦, пиньинь sānxián), японские названия являются либо переводами этого выражения на японский (сямисэн, самисэн на кансайском диалекте), либо японским прочтением иероглифов китайского названия; так в контексте музыки для кото его именуют сангэном (яп. 三玄 сангэн)[9][5]. Также встречаются сокращённые названия «сами», «сями» и «пэмпэн»[10]. Каждое название используется как маркер групповой идентичности, отличая человека из группы (яп. ути, «свой») от «чужака» (яп. сото)[11].

По системе Хорнбостеля — Закса сямисэн является хордофоном и имеет номер 321.312, то есть, представляет собой шиповую коробкообразную лютню[12]. В само́й Японии его классифицируют либо вместе с бивой и кото как «шёлковый» инструмент по материалу струн в системе классификации хатион[ja] (яп. 八音, «восемь звуков»), либо по способу звукоизвлечения как «щипковый» (яп. 引き物 хикимоно)[12].

Для игры в разных жанрах используются разные виды сямисэна. Для их различения применяется две основные системы: три группы по толщине грифа, а также характеристика через жанр музыки, в которой используется конкретная разновидность[13]. Большинство сямисэнов укладываются в классификацию по толщине грифа, которая обычно положительно коррелирует с величиной корпуса (чем толще гриф, тем больше корпус) и толщиной струн[14].