ТУ2


ТУ2 — тепловоз, «Тепловоз узкоколейный, тип второй» четырёхосный серийный грузо-пассажирский тепловоз, с электрической передачей постоянного тока, для магистральной работы на железных дорогах, колеи 750 мм МПС СССР.

В начале 1950-х годов возникла потребность в новом узкоколейном тепловозе, предназначенном в основном для работы на узкоколейных железных дорогах Министерства путей сообщения, а также на магистральных узкоколейных дорогах лесной и торфяной промышленности с большим грузооборотом. К разработке приступил Калужский машиностроительный завод.

Опытный образец тепловоза был изготовлен в 1954 году. В заводской документации первоначально он обозначался как МЭУ-1 (мотовоз с электрической передачей узкоколейный тип первый). Однако к моменту сдачи приёмочной комиссии он был переименован в ТУ1, что больше соответствовало действительности: его никак нельзя было отнести к категории мотовозов, то есть локомотивов мощностью до 150 л. с. с механической передачей. Более того, его можно даже считать первым в СССР узкоколейным тепловозом в классическом понимании.

Было построено два тепловоза. Для проведения испытаний первый из них был передан на Шатурский полигон ЦНИИ МПС. Испытания показали полную непригодность машины к серийному выпуску. Неудачно выбранные параметры противокомпаундных обмоток главного генератора не позволяли полностью использовать мощность дизеля и достигать расчетных тяговых характеристик. Так, зачастую тепловоз мог тронуть с места груженый состав только на высших позициях контроллера.

С целью устранения выявленных недостатков специально для этого тепловоза был разработан новый главный генератор, установленный взамен примененного на ТУ1 типового, незначительной модернизации подверглась также тормозная система тепловоза. Высоковольтная камера, размещенная возле самого пола дизельного помещения и потому неудобная в обслуживании, была существенно увеличена в размерах и перемещена на боковую стенку тепловоза за кабиной машиниста. Для этого было ликвидировано одно окно в дизельном помещении между окном кабины и холодильной секцией со стороны помощника машиниста — наиболее заметное внешнее отличие первых тепловозов от серийных ТУ2.

В таком виде осенью 1956 года на Калужском машиностроительном заводе начался серийный выпуск тепловоза под маркой ТУ2.