ТЭ50


ТЭ50 — односекционный шестиосный грузовой тепловоз производства Коломенского тепловозостроительного завода, выпущенный в единственном экземпляре в 1958 году. В связи с рядом конструктивных недоработок так и не пошёл в серию. Послужил прототипом тепловозов серии ТЭП60. Единственный выпущенный тепловоз серии непродолжительное время эксплуатировался на Октябрьской железной дороге и позднее был порезан, не сохранившись до настоящего времени.

В 1957 году на Коломенском тепловозостроительном заводе им. В. В. Куйбышева был спроектирован односекционный шестиосный грузовой тепловоз с электрической передачей и дизелем 10Д45 с номинальной мощностью 3 000 л. с. В соответствии с проектом этот тепловоз должен был иметь вес в рабочем состоянии 134,4 т, то есть нагрузку от колёсной пары на рельсы 22,4 т, конструктивную скорость 100 км/ч и развивать при длительном режиме силу тяги 25 000 кГ и скорость 25 км/ч (длительную мощность на ободе колес 2 300 л.с). Проект тепловоза выполнен под руководством главного конструктора Коломенского завода Л. С. Лебедянского и его заместителя Г. А. Жилина[1].

В конце 1958 года Коломенский завод закончил постройку нового тепловоза, который получил обозначение серии ТЭ50 и номер 0001. Это был первый тепловоз, выпущенный заводом после Великой Отечественной войны[1]. Номер серии 50 был выбран первым из диапазона 50-99, который был выделен МПС для серий тепловозов Коломенского завода.

Тепловоз демонстрировался на выставке локомотивов в Москве, затем с февраля 1959 года проходил заводские испытания, при которых его дизель-генераторная группа работала на реостаты. В ноябре-декабре этого же года он находился в опытной эксплуатации на участке Кочетовка — Рыбное Московской дороги. В 1960—1961 годах тепловоз ТЭ50-0001 совместно с тепловозом ТЭ10 и электровозом ВЛ60 был подвергнут динамическим и путевым испытаниям ВНИТИ[1]. При испытаниях тепловоз разгонялся до скорости 80 км/ч.

Поездки тепловоза ТЭ50-0001 показали удовлетворительную работу всего основного оборудования и в то же время выявили отдельные недостатки его конструкции, относящиеся главным образом к удобству доступа к отдельным частям при осмотрах и ремонте. Особых преимуществ и недостатков тепловоза ТЭ50-0001 по сравнению с тепловозом ТЭ10 выявлено не было[1]. Однако результаты испытаний не удовлетворили главного конструктора Л. С. Лебедянского, и он принял решения о перепроектировании тепловоза. В связи с этим было решено начать производство тепловозов ТЭ10 на Харьковском и впоследствии Ворошиловградском тепловозостроительных заводах, а Коломенский завод больше не строил грузовые тепловозы ТЭ50 и выделил основные усилия на разработку пассажирских тепловозов ТЭП60, которые были созданы на основе ТЭ50 и оказались удачной моделью, выпускаемой в дальнейшем серийно.