Таблоид


Табло́ид (англ. tabloid) — газета с компактным размером страниц, меньшим, чем широкоформатный лист. Стандартного размера для этого формата газеты не существует.

Термин «таблоидная журналистика» (с акцентом на таких темах, как сенсационные криминальные истории, астрология, сплетни о знаменитостях и телевидение) не относится к газетам, печатающимся в этом формате. Некоторые малоформатные газеты с высоким уровнем журналистики называют себя «компактными газетами». Более крупные газеты, традиционно ассоциирующиеся с журналистикой более высокого качества, называются «широкими листами», даже если газета теперь печатается на меньших страницах.

Слово «таблоид» происходит от названия, данного лондонской фармацевтической компанией Burroughs Wellcome & Co. спрессованным таблеткам, которые они продавали под названием Tabloid в конце 1880-х годов[1]. Коннотация «таблоид» вскоре была применена к другим небольшим спрессованным изданиям. В 1902 году в лондонской газете Westminster Gazette было опубликовано следующее сообщение: «Владелец намерен давать в форме таблоида все новости, печатаемые другими журналами». Таким образом, таблоидная журналистика в 1901 году первоначально означала газету, которая сжимала истории в упрощённый, легко усваиваемый формат[2].

Некоторые исследователи склонны считать одним из признаков таблоида обязательное наличие в газете эротических фотографий в том или ином объёме, однако скорее можно говорить о том, что наличие в газете лёгкой эротики свидетельствует лишь о её «жёлтом», «бульварном» характере. Поскольку же большинство бульварных изданий действительно выполняется в формате таблоида, происходит некоторое смешение понятий, и характеристика типа вёрстки (которой является характеристика «таблоид») часто начинает использоваться как характеристика содержательной части газеты. Таким образом, большинство жёлтых газет — действительно таблоиды, но далеко не все таблоиды относятся к жёлтой прессе.

Так, иногда «бульварные» издания выполняются в формате А2, который никак нельзя назвать таблоидным (например, в таком формате выходила газета «Мегаполис-экспресс»), и наоборот — достаточно серьёзные газеты в целях привлечения дополнительной аудитории либо полностью переходят на таблоидную вёрстку (The Guardian), либо печатают в формате таблоида часть своего тиража (так, например, поступает немецкая газета Die Welt).