Табулатура


Табулату́ра (позднелат. tabulatura, от ср.-век. лат. tabula — таблица, схема) — тип музыкальной нотации, схематическая запись музыки для клавишных (органа, клавесина), некоторых струнных (лютни, виуэлы, гитары) и (редко) духовых инструментов[1]. Табулатура оперирует рабочими элементами музыкального инструмента (клавишами, струнами, ладами). Для сокращения записи в табулатуре применяются буквы, цифры и специальные символы[1].

В Европе расцвет табулатурной нотации пришёлся на XVI—XVII века. В современной практике часто используется для 6-струнной гитары[1].

В отличие от многих других типов музыкальной нотации, которые обобщают звуковысотную логику музыки, табулатура фиксирует высоту звука (созвучия) схематично, указывая «место пальца» на клавишах или грифе струнного инструмента. По этой причине, в частности, в немецкой клавирной (также называемой «органной») табулатуре высота нотировалась буквами только для диезов (dis) даже в том случае, когда музыкальная логика (до-минорное трезвучие) предписывала бемоль (es); по многовековой традиции в этой системе только высоты си-бемоль и си в ней записывались разными буквами (соответственно, b и h).

Одним из первых источников табулатуры в Германии считается Буксхаймская органная книга (Buxheimer Orgelbuch) — рукопись, которая датируется 1460-70 годами.

Новонемецкая табулатура (известная также под названием северонемецкой) значительно отличается от прочих табулатур. Её следует понимать не столько как очередную разновидность инструментальной нотации, сколько как универсальный способ нотации (графического представления) музыки вообще. Она развилась во второй половине XVI века из старой немецкой табулатуры, которая представляла собой сочетание линейной (для верхних голосов многоголосия) и буквенной (для нижних голосов) нотации. В XVII веке новая немецкая табулатура использовалась как способ партитурной записи для всевозможных видов музыки (вокальной и инструментальной). Например, большинство вокальных сочинений Дитриха Букстехуде сохранилось именно в такой форме табулатуры.

Новонемецкая табулатура записывается буквами и особыми знаками. Каждый голос многоголосной записи состоит из трёх элементов — длительности ноты, указания её октавы (в тесситуре), названия ноты. Альтерации передавались с помощью графических вариантов базовой «буквоноты». Ноты отдельных голосов скоординированы по вертикали на манер обычной нотной партитуры. При такой компактной записи в указании ключа и ключевых знаков альтерации не было необходимости.