Тагарская культура


Тага́рская культу́ра — археологическая культура эпохи бронзы и железа (VIII—III века до н. э.), названа по топониму — острову Тагарскому на реке Енисей. На смену тагарской культуре пришла таштыкская культура.

Заслуга действительного открытия и первого правильного исторического освещения эпохи принадлежит С. А. Теплоухову, который в начале 1920-х детально изучил памятники и подразделил их на несколько хронологических групп. Эту эпоху он назвал минусинской курганной культурой и развитие её рассматривал по четырём последовательным этапам. Периодизация С. А. Теплоухова сохранила в основном своё значение до наших дней, но данное им название культуры не прижилось. Позднее С. В. Киселёв предложил наименование — тагарская культура, теперь общепринятое.

Тагарские памятники распространены в Минусинской котловине (Республика Хакасия и южные районы Красноярского края) и в северо-восточной части Кемеровской области, то есть в пределах степной и лесостепной зоны бассейна Среднего Енисея и его притоков — Абакана, Тубы, Сыды, Ербы и др., и в бассейне реки Чулым и её притока Урюпа.

Наиболее северные памятники находятся на реке Чулым южнее города Ачинска. Западной границей ареала тагарской культуры служат предгорья Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта, южной — границы Джойского хребта и Западного Саяна. Наиболее восточные памятники известны на правобережье Енисея у сёл Верхний Суэтук и Кочергино на реке Тубе, у сёл Уджей и Копь на реке Амыл и у деревни Брагино. Особый район распространения памятников тагарской культуры — небольшой участок лесостепи по Енисею близ города Красноярска.

В степях Южной Сибири VI—IV веков до н.э. тагарцы также строили внушительные памятники — погребения своим вождям. В урочище Салбык находится около десятка гигантских курганов. Когда-то это были четырёхгранные земляные пирамиды, окружённые каменной оградой.

Преобладающим у тагарцев являлся европеоидный тип, по некоторым оценкам, восходящий к носителям андроновской культуры[4], однако черепа с монголоидными признаками обнаруживаются в курганах, датируемых началом тагарской культуры, и количество таких черепов постепенно возрастает к моменту прихода хуннов. Академик В. П. Алексеев отмечал, что это население сближается по своим физическим характеристикам с носителями таштыкской культуры[5].