Такфир


Такфи́р (араб. تكفير‎) — в исламе обвинение в неверии (куфре). В вопросе внешних признаков перехода человека из веры (иман) в неверие (куфр) является предметом спора между различными мусульманскими течениями, и зачастую эти мнения полностью противоречат друг другуПерейти к разделу «#Различия между течениями». Сунниты считают, что человек, совершивший большие грехи, не становится неверующим, но становится грешным мусульманином (фасик). Согласно суннитским представлениям о вере, поступки людей связаны с их верой, которая может убавляться и прибавлятьсяПерейти к разделу «#Суннитское положение о такфире». Сунниты говорят о неверии, если человек отрицает существование Аллаха, исламскую доктрину о пророчестве, Коран и какую-нибудь из его частей, хотя бы одного из пророков, которые были упомянуты в Коране и хадисах, и в других случаяхПерейти к разделу «#Примеры проявления неверия». Тех, кому выносится такфир, называют кафирами; а людей, чрезмерствующих в вынесении такфира, — такфиритами.

Первым отклонением в правилах такфира считаются взгляды первых представителей хариджизма, которые подняли на этой почве восстание против халифа Али ибн Абу Талиба. Во время Первой фитны, когда столкнулись войска Али и наместника Сирии Муавии ибн Абу Суфьяна, они согласились на третейский суд, чтобы прекратить междоусобицу. Но в итоге этот процесс не привёл к ожидаемому результату, и часть войска Али объявила о том, что идея третейского суда противоречит утверждению, что «суд принадлежит только одному Аллаху». Они объявили о своём раскаянии по поводу согласия на этот суд, и потребовали того же от Али, на что Али заявил, что суд в исламе действительно принадлежит Аллаху, но осуществление этого суда лежит на людях, которые должны выносить вердикты согласно словам Аллаха, что и является «судом Аллаха». В ответ эти сторонники откололись от войска Али и обвинили его и его сторонников в неверии (куфре), осуществив тем самым такфир. Представители этого течения именуются «хариджитами» (خَارِجِيّ‎, букв. «раскольники, сепаратисты»)[1].

Внешние признаки перехода человека из веры (иман) в неверие (куфр) являются предметом спора между различными мусульманскими сектами и течениями, и зачастую эти мнения полностью противоречат друг другу.

Сунниты считают, что человек совершивший большие грехи, не становится неверующим, но становится грешным мусульманином (фасик). Сам по себе грех, согласно суннитским источникам, не выводит человека из лона религии, но если человек считает этот грех дозволенным, то он становится кафиром. Сунниты отвергают мутазилитские доктрины о «промежуточном пространстве», говоря о том, что человек может быть либо мусульманином, либо неверующим. Они также отвергают мурджиитские идеи о том, что грехи не влияют на уровень имана человека, потому что об изменчивости уровня веры у человека и о том, что праведный мусульманин не равен грешнику, говорится в аятах Корана и многочисленных хадисах[1].