Тания


Та́ния (иуд.-арам. תניא — «повторение; учение; изучение»), также Ликуте́й амари́м (ивр. ליקוטי אמרים‎ — «собрание изречений») — основополагающая книга по хасидизму. Главное творение[1][2] «старого ребе» Шнеура Залмана (1746—1813; 5505—5573 по еврейскому летосчислению) — основоположника хасидского учения Хабад. Предположительно, опубликована в 1797 году (первоизданий не сохранилось).

Состоит из нескольких трактатов, первый из которых называется «Книга средних» (то есть людей, занимающих среднюю ступень между праведниками и злодеями), за ним следуют «Врата единства и веры», «Послание о покаянии», «Святое послание» и «Заключительный трактат»[3].

Книга «Тания», как указывает её автор, написана для «ищущих» и «смятенных»[4]. В книге «Тания» нет схоластической философии, полемики или систематического рассмотрения многих философских проблем. Такие основания веры, как существование Бога, creatio ex nihilo, Откровение, принимаются автором как данность. Другие же: Провидение, Единство, Мессианизм, атрибуты Божественного — рассматриваются им как составные части его этической системы и освящаются авторитетом каббалы.

«Тания» пытается стать практическим руководством, намечая новый путь Божественного служения, на котором различные части книги должны быть «путеводителями». Ограничивая каждую из них их основными предметами, можно охарактеризовать их следующим образом:

«Тания» — произведение по еврейской этике. Его автор сосредоточен, главным образом, на силах добра и зла в человеческой природе и в окружающем мире. Его основная цель заключается в установлении абсолютной свободы воли для еврея. Его дальнейшее устремление состоит в том, чтобы утвердиться в вере, согласно которой еврей по существу есть создание нравственное, то есть нравственное не в некоем ограниченном и условном смысле, но во всей полноте абсолюта. Рабби Шнеур Залман — позитивный моралист, верующий в то, что человек не только обладает полнейшей возможностью совершенной нравственной жизни, но и что её фактическая реализация в возможностях среднего индивида. Тем не менее, для того, чтобы быть в состоянии встретиться лицом к лицу с моральными испытаниями, выпадающими человеку на каждом шагу в его повседневной жизни, он должен отдавать себе полный отчет в физических силах, которые определяют его побуждения и поступки, и, что превыше всего, он должен быть убежден в присущей ему моральной твердости.