Таракановский мост (Обводный канал)


Тарака́новский мост — пешеходный металлический балочный мост-теплопровод через Обводный канал в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, соединяет Безымянный остров и левый берег Обводного канала.

Расположен в створе улицы Циолковского. Выше по течению находится Краснооктябрьский мост, ниже — Борисов мост. Ближайшая станция метрополитена — «Балтийская» (670 м).

Название моста известно с 1930-х годов и дано по наименованию Таракановской улицы (с 1952 года — улица Циолковского), которая была названа по речке Таракановке, соединявшей реки Фонтанку и Екатерингофку[1]. В 1907—1908 годах её частично засыпали, и между набережными Фонтанки и Обводного канала образовалась Таракановская улица[2]. В XIX веке название Таракановский носили несколько мостов через Таракановку[3], но после засыпки участка реки от Фонтанки до Бумажного канала все они были разобраны.

В 1933 году через Обводный канал напротив завода «Красный треугольник» и Таракановского бульвара был построен деревянный пешеходный мост. Изначально проектировалось два моста арочной или балочной конструкции, но из-за нехватки средств было решено построить временную деревянную переправу, сместив её вверх по течению, чтобы в будущем можно было без помех соорудить постоянный мост[4]. Проект деревянного моста был разработан инженером М. И. Ждановым[5]. Для пролётного строения использовали проект подмостей, длину которых увеличили до 12 м[6]. Строительство велось под руководством инженера П. П. Степнова[7].

Мост был семипролётный, средний пролёт перекрывался дощато-гвоздевой фермой. Длина моста составляла 34,0 м, ширина — 3,0 м[7]. Это был первый мост такой конструкции, построенный в советское время[8], и единственный мост в Ленинграде[5][9]. Для антисептирования доски пропитывались креозотом. Обследование моста, проведенное в 1983 и 1984 годах мостоиспытательной лабораторией Ленмосттреста, установило, что в случае ремонта этой фермы необходимо заменить всего лишь 20—25 % её элементов[4][10].

Существующий мост построен в 19741975 годах по проекту инженера «Ленгипроинжпроекта» А. Д. Гутцайта. Торшеры на мосту выполнены по проекту архитектора А. Б. Лебединской[5]. Строительство выполнило СУ-2 треста Ленмостострой под руководством главного инженера Л. С. Кулибанова и старшего производителя работ В. К. Кириллова[7]. Руководство Ленмосттреста выступило инициатором сохранения двух дощато-гвоздевых ферм старого моста для экспонирования в музее[10], однако это не было реализовано. Деревянный мост существовал до середины 1980-х годов и затем был разобран[4].