Тартюф, или Обманщик


«Тартю́ф, или Обма́нщик» — комедийная пьеса Мольера, написанная в 1664 году. Пьеса широко ставилась на сценах театров по всему миру и сохраняется в репертуаре до нашего времени.

Действие происходит в Париже, в доме господина Оргона. К нему в доверие втирается человек по имени Тартюф. Оргон смотрит на Тартюфа, как на чудо: скромный, благородный, набожный, бескорыстный. Домочадцев, пытающихся доказать ему, что Тартюф вовсе не так свят, как кажется, Оргон считает неблагодарными и погрязшими в грехах людьми. В ослеплении пребывает и госпожа Пернель, мать Оргона, которая видит в Тартюфе «наставленника на путь истинный». Все остальные — сын и дочь Оргона, его вторая жена со своим братом, даже его служанка — возмущены тем, как легко хозяин поверил лицемерным кривляниям. Мнимый святоша демонстративно молился перед Оргоном в церкви и тем самым заинтересовал его, а Оргон, узнав о нищете Тартюфа, пригласил его жить к себе. С тех пор лицемер взял здесь всё в свои руки. В доме под запретом балы, так как это исток всех сплетен и, к тому же, происки дьявола; супруга Оргона чрезмерно опекается гостем, который охраняет её от внимания мужчин; и даже свадьба дочери Марианны с её возлюбленным Валером почему-то откладывается Оргоном. Когда шурин, Клеант, пытается поговорить с ним об этом, Оргон уходит от ответа. Оказывается, Оргон желает породниться с Тартюфом и готов выдать Марианну за него против её воли. Поражённая Марианна не находит слов, а Дорина, служанка, изо всех сил вразумляет Оргона — Тартюф ей не партия, он нищ, потому что растерял все свои поместья, но, несмотря на это, продолжает хвалиться своим дворянским происхождением, да и как будешь верной такому нескладному на вид мужу? Однако Оргон и слышать ничего не желает. Наедине Дорина укоряет Марианну в бездействии и слепом дочернем подчинении глупому желанию отца. Марианна робка, но Дорина раскрывает ей все «прелести» брака с Тартюфом, и девушка соглашается быть твёрдой.