Таурат


Таура́т, Тавра́т (араб. توراة‎ — Тора, Пятикнижие‎) — Священное Писание в исламе, ниспосланное Аллахом пророку Мусе, арабское наименование Торы. Упоминается в Коране почти всегда вместе с Инджилем. Инджиль подтвердил правильность сказанного в Таурате, а Коран подтверждает правильность Таурата и Инджиля[1]. Согласно Корану, в Таурате и Инджиле содержится пророчество о появлении пророка по имени Ахмад (араб. أَحْمَد⁩‎)[2][3][4].

Согласно исламу, раввины и книжники запомнили только часть Таурата, исказили его[5] и приписали ему несуществующие запреты[6]. В спорах пророка Мухаммада с иудеями, Таурат как бы привлекается свидетелем в пользу пророка. Цитаты из Таурата в Коране иногда почти совпадают[7], иногда отдаленно напоминают псалмы (Забур)[8]. Аллюзии на тексты Таурата часто встречаются и в сборниках хадисов пророка Мухаммада. В хадисах сохранились и следы полемики первых мусульман с иудеями[9].

В исламском предании имеются сведения о том, что Таурат состоял из 40 частей (джузов), а в каждой части было 1000 аятов. Полностью наизусть Таурат знали только Муса (Моисей), Харун (Аарон), Юша ибн Нун (Иисус Навин), Узайр (Ездра) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос). Исламское предание также сообщает о том, что оригинал Таурата был сожжён и утерян во время завоевания Иерусалима Навуходоносором[10][11]. Оставшиеся отдельные повествования перемешались с иудейской народной традицией и, спустя много веков, были собраны в единую книгу. Эту книгу мусульмане не считают оригиналом Таурата, принесённого пророком Мусой. По учению ислама, после ниспослания Корана религиозные положения, которые содержались в Таурате, были Аллахом полностью отменены[11]. Современная Тора (Пятикнижие) относится к Священному Писанию в иудаизме и христианстве, но не относится к Священному Писанию в исламе.

Средневековые исламские богословы широко использовали тексты современной Торы для комментирования коранических рассказов о библейских персонажах. Примерно с IX века исламские богословы начали приводить тексты современной Торы, которые мусульмане считают пророчеством о Мухаммаде[12]. Обычно они ссылались на Бытие 16:9—12; 17:20; 21:21[13], Второзаконие 18:18, 33:2, 12[14] и пр.[9]