Тацуми, Ёсихиро


Ёсихиро Тацуми (яп. 辰巳 ヨシヒロ Тацуми Ёсихиро, ромадзи: Tatsumi Yoshihiro); 10 июня 19357 марта 2015) — мангака, известный как автор манги для взрослых и создатель термина «гэкига», оказавший влияние на целое поколение японских авторов[2][3]. Он завоевал награду Ассоциации японских аниматоров в 1972 году и несколько премий международных фестивалей, в частности, Festival International de la Bande Dessinée d'Angoulême (2005), Comic-Con (2006), Eisner Award (2010). В своих произведениях Тацуми поднимает темы изоляции, самоидентификации человека, проблемы рабочего класса и людей из социальных низов[3].

Наиболее известна двухтомная автобиографическая манга Gekiga Hyouryuu, изданная в 2008 году. Она была опубликована издательством Seirinkogeisha в двух томах: Gekiga Hyouryuu Jouge (яп. 劇画漂流 上巻) и Gekiga Hyouryuu Gekan (яп. 劇画漂流 下巻)[4][5]. В этой работе Тацуми повествует о собственном детстве и карьерном росте в 1945—1960 годах[6]. Она получила множество наград, включая Культурную премию Осаму Тэдзуки (2009)[7].

Тацуми родился в Осаке в бедной семье, в которой, кроме него, было трое детей[6]. Он с юных лет рисовал комиксы, отправляя их на различные конкурсы[8]. Поступил в Киотский художественный университет, который был вынужден бросить по финансовым обстоятельствам. В средней школе и старших классах он рисовал ёнкомы на открытках и отправлял в издательства по всему городу[8]. Однажды, когда Тацуми был в 9 классе, к нему пришел репортёр из газеты, желавшей опубликовать о нём статью. Тацуми упомянул, что восхищается мангакой Осаму Тэдзукой, тогда репортёр предложил их познакомить[8]. Это событие отражено в Gekiga Hyouryuu.

Однако Тацуми не следовал эстетическим принципам, заложенным Осаму Тэдзукой, согласно которым манга была ориентирована, в основном, на детскую аудиторию и имела ограниченную эмоциональную и интеллектуальную палитру[6]. Вместе с группой авторов в конце 1950-х годов он начал рисовать так называемую «гэкигу» — мрачные, более реалистичные комиксы, зачастую изобилующие сценами насилия[6]. Его вдохновляло реалистичное американское и японское кино[6]. В интервью автор рассказывал, что хотел отразить печаль и злость, поселившуюся в людях в нищее послевоенное время: «Япония становилась богатой страной, но для людей вокруг меня ничего не менялось. Нечестность политиков и общая политическая ситуация в мире, — что бы ни происходило, никаких изменений не было». Тацуми поясняет, что хотел выразить протест против такого мира[8]. В 1958 году Ёсихиро Тацуми, Такао Сайто, Сато Масаки, Исикава Фумиясу, Синдзи Нагасима и ряд других художников отправили Тэдзуке письмо с приглашением в «Студию гэкиги» (яп. 劇画工房 гэкига ко:бо) и предложением поддержать новое движение[9]. Тэдзука, однако, называл гэкигу «антимангой» и относился к ней резко отрицательно[10][11], хотя впоследствии сам стал рисовать в похожем стиле, попав под влияние популярного течения[8].