Ташкент (лидер эскадренных миноносцев)


Постройка эсминца была запланирована в рамках программы знакомства советских инженеров с новейшими техническими решениями в промышленности развитых стран[⇨]. Проект корабля был разработан и реализован фирмой Odero Terni Orlando в Ливорно[⇨]. 28 декабря 1937 года из-за осложнений в межгосударственных отношениях корабль был спущен на воду в недостроенном состоянии, а весной 1939 года после приёмных испытаний прибыл в СССР[⇨]. 22 октября 1939 года судно было зачислено в состав Черноморского Флота СССР, после чего на него было установлено вооружение[⇨].

В июне–августе 1941 года «Ташкент» принял участие в обороне Одессы[⇨], в ходе которой 30 августа попал под авианалёт немецкой авиации и получил серьёзные повреждения корпуса[⇨]. После возвращения в строй с октября 1941 года по июнь 1942 года принимал участие в обороне Севастополя[⇨]. Всего с начала войны лидер прошёл 27 000 морских миль, перевёз 2538 т боеприпасов и 19 300 человек, участвовал в конвоировании 17-и транспортов, провёл около сотни боевых стрельб главным калибром. В результате действий корабля было повреждено или сбито 13 самолётов противника, уничтожен аэродром и шесть артиллерийских батарей.

27 июня 1942 года «Ташкент» получил множественные повреждения корпуса во время возвращения из Севастополя, став последним кораблём, прорвавшимся в город перед занятием его немецкими войсками[⇨], но сумел вернуться в Новороссийск, несмотря на угрозу затопления[⇨]. Во время подготовки к переходу на ремонт в Поти 2 июля 1942 года лидер был потоплен прямым попаданием авиабомбы в порту Новороссийска[⇨]. После подъёма в 1944 году корабль был разобран на металл[⇨].