Театро Капраника


Театро Капраника (итал. Teatro Capranica) ― театр, расположенный на площади Капраника, в районе Колонна в Риме. Основанный в 1679 году семьёй Капраника и размещённый в палаццо Капраника, построенном в эпоху раннего Возрождения, он стал вторым публичным театром, открывшимся в Риме. В его стенах состоялись премьеры множества барочных опер, в том числе «Тита и Береники» Кальдары, «Гризельды» Скарлатти и «Геркулеса на Термодонте» Вивальди. Театро Капраника перестал функционировать как оперный театр в 1881 году, а в 1922 году была преобразован в кинотеатр, который был закрыт в 2000 году. После этого здание сдавалось в аренду и использовалось в качестве места проведения конференций и выступлений.

Палаццо, в котором располагался театр, был построен в 1451 году для кардинала Доменико Капраники[1] в качестве его личной резиденции, а впоследствии в нём располагалась Коллегия Капраника, основанная им же в 1457 году, где обучались молодые священнослужители. Являющийся одним из немногих сохранившихся образцов римской жилой архитектуры эпохи раннего Возрождения палаццо имеет большую боковую башню и бельетаж с тремя бифориями и тремя окнами в стиле поздней готики, которые могут свидетельствовать то, что дворец, возможно, включает в себя остатки более раннего строения[2]. В конце 1670-х годов Помпео Капраника организовал в палаццо частный театр, для которого были переоборудованы семейные апартаменты, не изменив при этом внешнего вида здания. Театр был открыт 6 января 1679 года премьерой оперы Бернардо Пасквини «Где любовь — это жалость», звездой которой был скрипач Арканджело Корелли[3].

С восшествием на папский престол Александра VIII Помпео Капраника и его брат Федерико получили разрешение увеличить в размерах здание своего театра и открыть его для публики. Реализация архитектурного проекта была поручена Карло Буратти, ученику архитектора Карло Фонтаны, который полностью перестроил здание театра в 1694 году, придав ему стандартную U-образную форму с богатым орнаментом и шестью ярусами по 26 лож в каждом. Он вновь открылся уже как публичный театр (второй подобный в Риме) 18 января 1695 года с постановкой «Клеарх в Негропонте», трёхактной оперы совместного сочинения композиторов Джованни Лоренцо Лульера, Томмазо Гаффи и Карло Франческо Чезарини[4]. Но в новом театре всё ещё не было входа для публики, выходящего на улицу. Посетители могли попасть в театр только через плотницкую мастерскую, располагавшуюся на первом этаже дворца. Согласно договору аренды мастерская должна была прекращать свою деятельность на время оперного сезона, а также за свой счёт содержать деревянную лестницу, через которую зрители могли подниматься в театр. Такая ситуация существовала вплоть до XIX века[5].