Тектоника (искусство)


Текто́ника (от др.-греч. τεκτονική — строение, построение) — буквально: построение, но не в конструктивном, а в композиционном смысле. Тектоника — зрительное качество формы, определяемое отражением на её поверхности внутренней конструкции (функциональной структуры): архитектурной, живописной, графической[1]. Например: технические (функционально-конструктивные) требования прочности и надёжности в архитектуре определяют такие тектонические свойства, как зрительное подчёркивание нижних частей (акцентирование цоколя) здания, вертикальных опор и венчающих карнизов, отсюда особое тектоническое значение вертикалей и горизонталей. Противоположное понятие — атектоничность. Впервые слово «тектоника» в качестве научного термина использовал в середине XIX веке немецкий археолог Карл Готтлиб Бёттихер[2]. Близкий термин: архитектоничность (греч. άρχιτεκτονική — главное строение) — ясно воспринимаемая целостность и закономерность связей частей с целым. В отличие от простой тектоничности, архитектоника имеет не только формальный, но и семантический смысл. Архитектоника призвана выражать соподчинённость главного и второстепенного, то есть композиционный смысл формы[3].

Характерным примером качеств тектоничности в античном искусстве является так называемый Портик кариатид Эрехтейона Афинского акрополя (421—406 гг. до н. э.). Портик представляет собой законченную и относительно самостоятельную цельную композицию южного фасада храма. Портик назван по шести статуям кариатид значительно больше человеческого роста, высотой 2,3 м, поддерживающим антаблемент. Шесть женских фигур как бы поддерживают перекрытие (в котором отсутствует функциональный смысл), так называемый неполный антаблемент (без фриза). Это придаёт всей композиции большую лёгкость, фигуры изображены в свободных, естественных позах, будто не чувствующие тяжести. Они показаны «в мерном движении, и в то же время они изображены стоящими на месте или, лучше сказать, остановившимися на мгновение. В их облике совмещены движение и покой». Однако эта естественность сочетается с тектоничностью: «В них нет и намёка на натуралистическую трактовку человеческой фигуры. Всё в них дано в общей форме. Складки одежды, окутывающие ногу каждой кариатиды, на которую она опирается, похожи в своей застылой вертикальности на каннелюры колонны»[4]. Характерен типично тектонический приём: правая и левая сторона портика зеркально симметричны. Две фигуры слева опираются на правую ногу, две фигуры справа — на левую ногу, поэтому на углах оказываются прямые, так называемые опорные, ноги кариатид, подчёркивающие вертикаль, а внутрь обращены ноги, свободно согнутые в колене. Это придаёт замкнутость, зрительную устойчивость всей композиции и законченность всему портику. Пластика фигур подчёркивает тектонику архитектуры[5].