Телега


Теле́га[1][2] (подвода) — простая крестьянская или ямская повозка, разного вида, с оглоблями[1], четырёхколёсная грузовая повозка.

В телеги обычно впрягают лошадей, реже — буйволов, мулов, волов. Традиционно телеги изготавливают из дерева, хотя на современных телегах часто вместо деревянных колёс устанавливают колёса с пневматическими шинами. На телегах используется оглобельная или дышловая упряжка. Несмотря на кажущуюся примитивность, телега является сложным техническим сооружением, состоящим из многих деталей. На строительство телеги у сельского плотника и его помощника уходило не меньше месяца работы. На территории Юга России, в Малороссии, воловья телега называется воз[3], на Кавказе и в южных губерниях имперской России длинную телегу на четырёх колёсах с железными осями называют арбою или гарбою. Большая телега — фура. Долгая телега, с высоким, развалистым кузовом, для возки сноповрыдван.

Телега стала основой для создания в XVIII столетии первого в мире автомобиля на паровой моторной тяге, известного в истории как «Телега Кюньо́» (фр. chariot à feu (fardier) de Cugnot), который был построен во Франции в 1769 году военным инженером Никола Жозефом Кюньо.

Грузоподъёмность обычных телег составляет около 750 килограммов. Собственный вес такой телеги составляет 250—300 кг, размеры — примерно 2,5 × 1,5 метров. Диаметр передних колёс обычно меньше, чем диаметр задних (60 — 70 сантиметров и 70 — 100 см соответственно).

Существуют также телеги-тяжеловозы, на которых можно перевозить до двух тонн груза. Биньдюх — по В. И. Далю – «рыдван, большая или троичная извозная телега, на которую валят до ста пудов», то есть большегрузная телега.

Появление колесного транспорта — телеги и арбы — имело колоссальное значение для развития человеческой цивилизации.