Телеигра


Телеигра (также игровое шоу) — разновидность телешоу, где ключевым элементом сюжета служит соревнование или игра. Соревноваться могут как участники телеигры друг с другом, так и участники с ведущим или с телезрителями[1].

Предшественниками телеигр были игровые шоу на радио, где, как правило, требовалось дать правильный ответ на вопрос ведущего. В 1940—1950-х годах игровые шоу в том же формате стали появляться и на телевидении, немедленно заработав огромную популярность. В США популярнейшими передачами были «Кто хочет стать обладателем 64 тысяч долларов?» (англ. The $64,000 Challenge), «Двадцать одно» (англ. Twenty One) и «Дотто» (англ. Dotto)[2].

В 1958 году выяснилось, что в погоне за рейтингами продюсеры новой телеигры «Дотто» подсказывали участникам правильные ответы. Это привело к закрытию телепередачи и целому ряду аналогичных скандалов в других популярных телеиграх. В результате телекомпании стали обращать больше внимания на форматы телеигр, не связанных с интеллектом и эрудицией: «Угадай цену» (англ. The Price Is Right), «Пароль» (англ. Password) и другие[2].

Подобные передачи появлялись и в СССР — сначала «Вечер весёлых вопросов» (1958), затем последовавший за ним в 1961 году «Клуб весёлых и находчивых», где участники соревновались не только в знаниях, но и в остроумии. В 1975 году вышла одна из наиболее популярных телеигр в СССР — «Что? Где? Когда?». В передаче команда участников совместно отвечает на вопросы, которые заранее прислали телезрители[3].

В «соревновательных» телеиграх участники состязаются в неком навыке или наборе навыков — эрудиции, реакции, силе и тому подобное. Сюда относится подавляющее большинство телеигр: спортивные шоу-состязания («Большие гонки», «Король ринга»), музыкальные игры («Угадай мелодию», «Можешь? Спой!»), музыкальные шоу-состязание («Народный артист», «Ты — суперстар»), интеллектуальные телеигры («Что? Где? Когда?», «Своя игра») а также формат «шоу на выживание» («Последний герой»)[5].

Ключевым фактором азартных телеигр является случайность, результат зависит от удачи, игроки не столько играют, сколько угадывают. Примерами могут служить «Интуиция», «Один против всех»[5].