Теория двойной наследственности


Тéория двойнóй наслéдственности (англ. dual inheritance theory, также известная как теория генно-культурной коэволюции или биокультурная эволюция[1]) — теория, разработанная в 1960—1980-х годах с целью объяснить человеческое поведение с точки зрения двух различных, но взаимодействующих процессов: генетической эволюции и культурной эволюции. В рамках теории двойной наследственности культура определяется как информация или поведение, приобретенное посредством социального научения. Одно из центральных утверждений этой теории заключается в том, что частично развитие культуры происходит по аналогии с генетической эволюцией в процессе дарвиновского отбора[2]. В данном контексте понятие «культура» определяется как «социально приобретенное поведение», а «социальное научение» — как «копирование поведения, наблюдаемого у других, или приобретение поведения в процессе обучения». Большинство моделей поведения, рассматриваемых в этой теории, соответствуют первому процессу (копирование), хотя со временем они могут перейти в категорию обучения. В простейшем случае социальное научение предполагает слепое копирование модели поведения. В основе выбора объекта копирования могут лежать следующие преференции: успех (копирование поведения тех, кто по определённым параметрам считается успешнее, социальный статус (копирование поведения индивидов с более высоким социальным статусом), тяга к подобному (копирование поведения тех, кто кажется похожим), конформизм (копирование наиболее распространенной модели поведения), и т. д. Социальное научение — это система повторений моделей поведения. Каждая приобретенная посредством социального научения культурная модель обладает определённой степенью жизнеспособности, в чём и заключается, исходя из определения эволюционной структуры, культурная эволюция[3].

Согласно теории двойной наследственности, эволюция Человека разумного (Homo sapiens) включает в себя взаимодействие генетической и культурной эволюций. Естественный отбор генотипов является важным компонентом эволюции человеческого поведения, и развитие культурных особенностей может сдерживаться генетическими императивами. В рамках теории двойной наследственности существуют три основных утверждения:[4]

Способность человека хранить и передавать культурные особенности возникла из приобретенных в процессе генетического развития психологических механизмов. Это означает, что в какой-то момент эволюции человеческого рода вид социального научения, способствующего развитию процесса культурного накопления, стал с эволюционной точки зрения выгоден.

Процесс социального научения порождает культурную эволюцию. Культурные особенности передаются не так как генетические и, соответственно, на уровне популяции по-другому влияют на изменение поведения.